Древнеегипетский священный бык апис

Истоки культа Аписа

В Древнем Египте важную роль для экономического развития государства играло сельское хозяйство. От урожая зависела вся жизнь царства – мир, благосостояние народа и политическая обстановка. Поэтому египтяне с большой чуткостью относились к факторам обеспечения хорошего урожая

Разливы Нила, популяции насекомых и многие другие факторы в силу своей важности для процветания страны оказались втянуты в культ и в дальнейшем мифологизированы. Не последнюю роль среди них играли животные, особенно сельскохозяйственные, так как прямо или косвенно они служили источником продовольствия

Пахотный скот не был исключением. Быков широко почитали во всех городах государства, привязывая к различным богам и соотнося с различными мифами. За свою историю Египет знал несколько общегосударственных культов быков и множество локальных. Удивительную эволюцию от последних к первым демонстрирует культ небезызвестного Аписа.

Священные быки в храме и на полях

Поскольку в древности жители берегов Нила кормились главным образом за счёт плодов земледелия (ежегодные разливы великой реки создавали к этому необходимые предпосылки), то при полевых работах им невозможно было обойтись без надёжной тягловой силы, обязанности которой исполнял бык. Соответственно той роли, которую он играл в жизни целого народа, ему отводилось одно из главенствующих мест среди прочих обожествлённых представителей животного мира.

Наиболее почитаемое священное животное Древнего Египта – это бык по имени Апис, регулярно выбираемый жрецами из сотен других животных. Его культ был столь велик, что избраннику отводили место в храме бога плодородия Птаха, находившегося в Мемфисе. Там этот баловень судьбы жил, благосклонно принимая возносимые ему почести, что, впрочем, не избавляло его собратий от тяжёлого каждодневного труда под палящим солнцем.

Добрые и злые змеи

К змеям у египтян было двойственное отношение, поскольку в понимании последних эти создания являлись носителями как доброго, так и злого начала. Например, мифический змей Апоп являлся олицетворением зла и мрака. Считалось, что, когда по ночам бог солнца Ра держит свой путь меж берегов подземного Нила, коварный змей пытается помешать ему, выпив из реки всю воду. Между ними завязывается борьба, из которой Ра всегда выходит победителем, но на следующую ночь эта история повторяется.

В то же время покровительницей Нижнего Египта считалась красная кобра, являвшаяся олицетворением богини Уаджит – хранительницы царской власти. Её стилизованное изображение – урей – всегда украшало диадемы фараонов, являясь свидетельством их царствования как в этом мире, так и в загробном.

После «божественной» жизни — смерть в колодце

Мумия Аписа. Розенкрейцеров музей, Сан-Хосе, Калифорния, СШАПо возрениям египтян, бог всегда должен пребывать только в здоровом и могучем теле. Одряхлевший бык уже не мог выполнять божественные функции. По сведениям, дошедших от греческих авторов (о культе Аписа писали Геродот, Страбон, Элиан, Диодор), если животное доживало до 25 лет, то его ритуально умерщвляли (топили в священном колодце).

Сразу после этого начинались поиски нового воплощения Аписа в живого быка. Умершего же священного быка у древних египтян хоронили как человека самого высокого ранга: внутренности извлекали и складывали в канопы (специальные сосуды для хранения внутренностей), а тело мумифицировали.

Хоронили их мумии в огромных каменных саркофагах в специальном склепе Серапиуме близ Мемфиса. Вес отдельных гранитных саркофагов достигает 80 тонн. Раскопки Серапеума проводились французским археологом Ф. О. Мариетом. Мариет обнаружил 64 мумии священных быков древних египтян. Он установил, что отдельные захоронения стали производиться при сыне Рамсеса II, Хами, который был жрецом Аписа. До этого захоронения проводились в Саккаре.

Благодаря традиции посвещать каждому умершему быку стелу с датами его жизни (привязанными к годам правления фараона) ученым удалось разгадать тайну хронологии Египта, начиная от XXVI династии до греческого периода.

При Птолемеях произошло полное слияние Аписа и Осириса в единое божество – Серапис.

Также интересно будет посмотреть:

Ра — бог солнца у египтян

Письменность древних египтян

Меримутеф — бог мертвых

Причина смерти — гиппопотам

Древний Египет: причина смерти — гиппопотам.

Фараон Менес жил приблизительно 3000 лет до н.э., и оставил большой след в египетской истории. Ему удалось объединить враждующие царства Египта, которыми он в дальнейшем управлял около 60 лет. По сведениям древнеегипетского историка Манефона, Менес умер от ран, полученных во время охоты на гиппопотама. Однако больше никаких упоминаний об этой трагедии не сохранилось. Единственным подтверждением может служить рисунок на камне, изобрающий царя, просящего жизнь у гиппопотама.

Почитание кошек

Кошки в Египте почитались везде и всегда. Главным объектом преклонения был бог Бубастис. Считалось, что именно кошки приносят сохранность урожая, так как убивают мелких грызунов. Именно с этими животными связано множество странных традиций. При смерти кошки вся семья, содержавшая ее, соблюдала траур. За уничтожение этого животного полагалась смертная казнь. Если дом охватывало пламя, то первой выносили кошку, а уже потом спасали людей и личные вещи.

Для умерших кошек создавали специальное кладбище, где их, забальзамировав, хоронили. К тому же этих животных отождествляли с богиней Бастет. Она хранительница домашнего очага, символ плодородия. Ее изображали в виде женщины с головой кошки.

Крокодилы

Крокодилов сопоставляли с богом нильских вод Себеком. Эти священные животные Египта после создания оросительной системы и появления водохранилища приумножили свою популяцию. Считалось, что крокодилы могут повелевать разливам рек, которые приносили полям полезный ил. Подобно тому, как отбирали священного быка, также отбирали и священного крокодила. Избранник жил в храме, почитался людьми, а вскоре и вовсе становился ручным. В Фивах запрещали убивать крокодилов, даже если они несли угрозу для жизни. Несмотря на то что крокодил — священное животное, он считается воплощением зла и врагом бога солнца, помощником Сета.

Как почитали Аписа?

До нашего времени дошло огромное количество изображений Аписа в живописи и скульптуре, чего нельзя сказать о ряде других священных животных. Кроме того, в древности всегда существовал конкретный бык, олицетворяющий этого египетского бога.

Когда животное умирало, жрецы начинали искать ему замену. Новый бык должен был иметь черный окрас. Допускалось наличие нескольких пятен в четко обозначенных местах. Существовало 29 примет для определения священного животного. Например, белое пятно в форме квадрата на лбу, пятно в форме полумесяца на правом боку, жук под языком и пр.

Нового священного быка отводили в Никополь, где откармливали 40 дней. Нахождение нового Аписа праздновалось во всем Египте. Согласно «Истории» Геродота, в главном храме Аписа в Мемфисе содержался не только бык, но и корова, которая произвела его на свет. Движения животного интерпретировали жрецы, предсказывающие будущее.

Считалось, что он не может жить более 25 лет (лунный период в египетском солнечном календаре), если же по прошествии этого времени бык не умирал, его топили в Ниле. В Мемфисе найдено немало каменных саркофагов для мумий быков. Некоторые из них весят по 80 тонн. Апису был посвящен отдельный праздник, который совпадал с ежегодным обновлением воды в Ниле.

С наступлением эпохи эллинизма в Древнем Египте развился культ Сераписа. В нем соединились черты египетского Аписа и антропоморфного греческого божества. Культ Сераписа просуществовал до 4 в. н. э. Последний храм египетского божества был разрушен христианами.

Пернатые боги Египта

Другим весьма почитаемым представителем египетской фауны была птица ибис, считавшаяся одним из земных воплощений бога мудрости Тота, изображавшегося всегда с её головой и человеческим туловищем. По верованиям древних египтян, именно он являлся создателем письменности и литературы. В лучах славы бога-мудреца купалась и эта набольшая птичка, наделённая природой длинным изогнутым клювом. Согласно закону тех лет, виновный в её гибели подлежал суровому наказанию вплоть до смертной казни, а его жертва бальзамировалась.

В пантеоне пернатых египетских божеств почётное место отводилось также соколу. В ранний период истории он отождествлялся с Гором – богом неба, солнца и царственности. До наших дней сохранилось немало его изображений в виде человеческой фигуры с головой сокола или крылатого солнца. На более позднем этапе египетской истории сокол стал ассоциироваться с понятием человеческой души-Ба, представлявшей собой совокупность его эмоций и чувств.

При жизни человека она могла свободно путешествовать как по миру снов, так и тёмными лабиринтами царства мёртвых. Через некоторое время после смерти своего хозяина душа-Ба впадала в летаргический сон. В представлении египтян, она имела вид сокола с человеческой головой, чем отличалась от изображений бога Гора.

Жизнь, достойная бога

Бык, олицетворявший бога, жил в особых условиях при храме Пта в Мемфисе. Его облуживал целый штат жрецов и слуг. Ему полагался «гарем» из «священных» коров. Его одевали, как бога; все движения животного фиксировалось жрецами, которые на их основании делали прогнозы будущего. Особое значение придавалось его ритуальному бегу, во время которого, как считалось, оплодотворяются поля.

«Тексты пирамид» из Древнего царства уже упоминают Aписа в связи с его влиянием на плодородие, мотив, к которому возвращается Диодор Сицилийский, рассказывая, что египтянки приподнимали перед могучим животным свои одежды, чтобы таким магическим способом обеспечить себе плодовитость.

Жертвы богам

Ученые уже прекрасно знают, кого и для чего египтяне приносили в жертву. В ходе археологических раскопок ими были обнаружены мумии огромного количества птиц, кошек и других животных. На изображениях внутри египетских пирамид можно увидеть множество богов с головами животных. Следовательно, каждое божество требовало жертву в виде определенных видов живых созданий.

Кошки

Как бы парадоксально это не прозвучало, египтяне считали кошек священными животными, но при этом приносили их в жертву. Как правило, они предназначались богине радости Бастет, которая изображалась в виде человека с головой кошки. Кошек для жертвоприношений растили внутри храмов. Спустя определенное время из них делали мумии и помещали на алтарь. В то же время кошки считались одними из самых главных животных Египта — если возница случайно переезжала кошку, ее забивали камнями насмерть. А в память умершей кошки хозяева сбривали себе брови. О найденных в Египте мумиях кошек я рассказывал в этом материале.

Мумии кошек

Быки и телята

К быкам и телятам египтяне относились очень избирательно. Эти животные обычно приносились в жертву богине материнства Исиде. Для жертвоприношения подходили только животных с идеально светлой шкурой. Если на теле было хоть какое-то пятнышко, оно считалось испорченным. Скорее всего, хозяева таких «оскверненных» созданий были этому только рады — их скот оставался при них. После определенного обряда тела животных простоту сжигались. Отрубленные головы, как и упоминалось выше, отправлялись в плавание по реке Нил.

Богиня Исида

Птицы

Недавно в научном журнале Scientific Reports было рассказано о том, как египтяне приносили в жертву птиц. За десятилетия раскопок археологам удалось найти миллионы мумий различных птиц. Но больше всего в жертву приносились птицы ибисы, которых на территории Древнего Египта было очень много. Сейчас они встречаются очень редко, потому что их популяция была сильно сокращена в ходе древних ритуалов. Обычно птицы предназначались для богов Тота, Ра и Гора, которые как раз изображались с птичьими головами. Египтяне ловили их в дикой природе — если бы они выращивались специально, то во внутренностях находились бы остатки той же пищи, которой питались египтяне. А внутри мумий остатки пищи были разными.

Мумия птицы Ибис

Человеческие жертвоприношения

Человеческие жертвоприношения в Египте действительно были — это не вымысел. Правившие Древним Египтом Фараоны считались богами в человечьем обличье. Люди были уверены, что все, что имеют в своем распоряжении правители, должно уйти с ними в загробный мир. А ведь фараоны обладали не только драгоценностями, но и личными слугами. Так, когда умирал правитель, его слуги приносили себя в жертву и тоже умирали. Решиться на это им помогала вера в то, что после смерти следует еще одна жизнь. Тела нескольких десятков прислуг были найдены в погребальной камере фараона Хор Аха. По словам археологов, мужчины в возрасте от 20 до 25 лет умерли от удушения.

Иллюстрация жертвоприношения

На тему Древнего Египта также рекомендую прочитать материал об обнаружении нескольких 2500-летних мумий

Это важное событие для научного сообщества, поэтому новость достойна внимания. В статье я также упомянул о проклятиях фараонов — существуют ли они на самом деле?

Священные животные Древнего Египта: кошка

Однако пернатые составляли лишь часть пантеона богов. Ещё одно священное животное Древнего Египта, являвшееся объектом всеобщего поклонения – это кошка. Известно, что по своему статусу она немногим уступала быку. Вообще, история этих животных напрямую связана с Древним Египтом. Бытует даже мнение о том, что именно там они были одомашнены, и памятником этому стали современные египетские кошки сфинксы – порода, для которой характерно полное отсутствие шерсти.

Когда-то жизнь на берегах Нила была для кошек золотым веком. Их любили и берегли, как ни в одну из других исторических эпох. Кошка считалась хранителем домашнего очага, и если в семье царили мир и благоденствие, именно ей приписывалась сия заслуга. Кроме того, защищая от грызунов урожай, они оказывали людям неоценимую услугу, спасая их от голода. В этом, в частности, и заключалась одна из причин, почему кошки почитались египтянами как священные животные.

Известно, что в случае пожара, землетрясения или иного какого-либо бедствия из дома прежде всего выносили кошку, а уже после заботились о детях, стариках и разного рода имуществе. Не удивительно, что кошачья смерть являлась таким же горем, как и кончина любого члена семьи. В доме объявлялся траур, а усопшую хоронили с теми же почестями, что и любого родственника.

Кошки в повседневной жизни

В древности египтяне называли кошку ономатопеей «миу», которая имеет транскрипцию «miw» для мужского рода и «miwt» для женского (в русском языке присутствует схожая ономатопея в глаголе «мяукать»).

Длительное время именно Египет считался местом одомашнивания дикой ливийской кошки, но сейчас учёные располагают свидетельствами того, что в регионе «Плодородного полумесяца» и на Кипре кошка была одомашнена намного ранее. Предположительно, одомашнивание кошки в Египте произошло в течение III тысячелетия до н. э. До того, как стать домашним любимцем, ценящимся за свою мягкость, грациозность и беззаботность, кошка, прежде всего, стала оберегающим животным. Охотясь на мелких грызунов, они оберегали амбары, где египтяне хранили свою провизию (прежде всего — пшеницу), жизненно важную для этого сельскохозяйственного народа. Охотясь на крыс, кошки устраняли источник серьёзных заболеваний (таких как чума). Наконец, охотясь на змей (обычно рогатых гадюк), они делали близлежащие окрестности более безопасными.

На особое место кошек в ряду животных, почитаемых Египтянами, обращал внимание ещё древний грек Геродот (ок. 484 — ок

425 до н. э.). «Отец истории» писал в своей «Евтерпе»:

По Геродоту, к каждым священным животным (включая кошек) египтяне назначали для ухода за ними особых служителей, мужчин и женщин. Должности эти переходили по наследству от отца к сыну. Своё благоговение перед священным животным египтяне выражали следующим образом: «После молитвы богу, которому посвящено данное животное, они стригут своим детям всю голову, половину или только треть головы, и затем взвешивают волосы на серебро. Сколько веса серебра потянут волосы, столько они отдают служительнице, а та за это нарезает рыбы в пищу животным». Умышленное убийство какого‑нибудь из священных животных в те времена каралось смертью; неумышленное — уплатой виры, установленной жрецами.

Спустя 400 лет, в 60 году до н. э., Диодор Сицилийский стал свидетелем расправы толпы над виновником неумышленного убийства кошки: римская повозка случайно переехала египетскую кошку и, вопреки порядкам фараона Птолемея XII, египетский солдат убил возчика («Один римлянин убил кошку, и сбежалась толпа к дому виновного, но ни посланные царём для уговоров власти, ни общий страх, внушаемый Римом, не мог освободить от мести человека, хотя он и совершил это нечаянно»).

Тысячи мумий кошек, обнаруженных на кошачьих кладбищах, наводят нас на мысль о том, что они были наиболее популярными животными в Древнем Египте. Однако большое количество обнаруженных мумий кошек может также объясняться их малым размером (легче похоронить кошку, чем быка). Во дворцах кошки были домашними животными, которых содержали в роскоши. Когда кошка уходила из жизни, её хозяева в знак траура сбривали себе брови. Траур длился семьдесят дней, что соответствует срокам мумификации как человека, так и кошки. Кошка в виде статуэтки или рельефа, нанесённого на саркофаг, может «сопровождать» своего хозяина в загробную жизнь. Изображения кошки также можно найти на многочисленных вазах, драгоценностях и посуде, равно как и на рисунках (под местом женщины, как защитный символ).

В 1888 году египетский феллах наткнулся на большую гробницу, содержавшую огромное (около 80 000) количество мумифицированных кошек. Она относилась к некрополю Бени-Хасана — города, построенного во времена XII и XIII династий Среднего царства.

Культ крокодилов

В Древнем Египте крокодилы отождествлялись с Себекой — богом Нила и его глубоких вод. Люди считали, что они управляли приливами и отливами реки. От этих факторов зависело плодородие земель.

В культуре

Дошедшие до наших дней ряде папирусов и остраконов кошки представлены в сатирических образах. Например в Сатирическом папирусе эпохи Рамессидов (ок. 1150 год до н. э.) представлен кот, пасущий гусей, мыши, штурмующие крепость кошки. Они могут обозначать пословицы или рассказы, утраченные сегодня, но понятные древнему египтянину, либо содержат политическую или религиозную сатиру. Подобные сцены повторяются на некоторых обнаруженных остраконах, сосудах, косметических принадлежностях и фигурках Нового царства.

Во II веке до н. э. Полиэн рассказал о хитрости, якобы применённой персидским царём Камбисом II во время битвы при Пелузии (525 год до н. э.): Камбис II приказал поместить кошек и других животных, почитаемых египтянами, перед персидской линией фронта. Египтяне якобы прекратили свои оборонительные операции, и тогда персы завоевали Пелузий.

Культ павианов и собак

Павиан почитался, и считался одним из животных, находившимся на большом суде Осириса в мире мертвых. Иногда встречаются картины бога Тота, изображающие его павианом. Египтяне это животное возвышали и считали разумным созданием. Эти обезьяны часто жили у храмов, и даже принимали участие в религиозных обрядах. В древнем Египте огромную роль играли боги загробного мира. Таковым считался царь подземелья мертвых Анубис. Он являлся слугой Осириса, сопровождал усопших в мир иной. Его изображали в виде шакала или собаки, или в форме человека с собачьей головой.

Птицы Египта

Чайки

Во время самой первой морской экскурсии на Райский остров, нашу яхту в море долго преследовали белоглазые чайки (Larus leucophthalmus).

Некоторые птицы словно позировали зависая над яхтой, что бы я успел сделать фото.

Цапли

Мне так и не удалось рассмотреть и сделать фото этой птицы вблизи. Могу лишь предположить, что это малая белая цапля. Она очень распространена в Египте и по видимому всеядна, так как обитает даже на помойке.

Другие птицы Египта

В небе над Луксором видел целую стаю птиц.

Какая-то сумасшедшая птица свившая гнездо в открытом море на какой-то коряге.

Туры в Египет

  • Туры в Египет с вылетом из России на Travelata.ru
  • C вылетом из Украины

29 характеристик будущего бога

Апис был тесно интегрирован с другими мемфисскими божествами. Поклонялись не абстрактному быку, а живому животному, которого жрецы находили по наличию определенных физических характеристик.

Священный бык египтян из Луврского музея. Бронза.В общей сложности, по мнению некоторых классических авторов древности, таких характеристик было 29. Такое число не было случайным – оно определялось 29 днями лунного цикла (бык Апис — бог плодородия и Луна, которая играла важную роль в астрономо-земледельческих прогнозах, были определенным образом связаны друг с другом).

Среди наиболее важных физических характеристик был белый треугольник на лбу и черные пятна на теле, одно из которых, согласно Геродоту, должна была быть форме напоминать орла. Корова, родившая божество, тоже становилась объектом почитания и всемерной заботы.

Вначале считалось, что в теле священного животного обитает бог Пта (Птах) — главное божество Мемфиса, позднее, что оно является вместилищем ба (души) Пта. Также стало считаться, что это животное является и ба бога солнца Ра.

Жизненный цикл бога Аписа

Согласно верованию, каждую ночь его жена, богиня неба Нут, приняв облик коровы, сходила к нему во храм. После того как бог Апис её оплодотворял, на свет появлялось его очередное воплощение – сияющий лучами теленок-солнце, восходивший на небо и совершавший по нему свой дневной путь. К вечеру, изрядно состарившись, он вновь возвращался в храм и принимал прежний облик. На следующую ночь всё повторялось снова.

Так бог Апис в образе быка был и мужем, и отцом, и собственным ребёнком. Когда же он умирал уже по-настоящему, то жрецам предстояло найти замену

Для выполнения столь важной миссии годилось не всякое животное, а лишь обладавшее определёнными признаками. В частности, претендент должен был иметь на лбу белый треугольник, на боку светлое пятно, по форме напоминающее полумесяц, а на шее ещё одно, но уже в виде орла

Самого же умершего мумифицировали по всем правилам этого древнего искусства и, уложив в особый саркофаг, украшенный драгоценностями и священными амулетами, помещали в подземный Некрополь, находившийся там же, в Мемфисе, на западном берегу Нила. Если учесть, что срок жизни быка (даже священного) в среднем составляет 15-20 лет, а поклонялись ему столетиями, то понятно, что со временем из таких саркофагов образовался целый город мёртвых.

Война из-за любви к гиппопотамам

Древний Египет: война из-за любви к гиппопотамам.

Причиной одной из самых больших войн Египта стала любовь фараона Секененра Тао II к гиппопотамам. Он содержал в своем дворце целый бассейн с гиппопотамами. Египет тогда состоял из нескольких королевств. Однажды фараон Апопи, правитель более сильного королевства, приказал Секененре Тао II избавиться от гиппопотамов, потому что они сильно шумят и мешают ему спать.

Это, конечно, была издевательская причина, поскольку Апопи жил в 750 км от гиппопотамов. Секененра, долгое время терпевший тиранию со стороны Апопи, на этот раз не выдержал и объявил ему войну. И хотя сам он погиб, войну продолжил его сын и другие фараоны. И закончилась она объединением Египта.

https://youtube.com/watch?v=il1g8bSznG4

С Древним Египтом связаны и самые невероятные открытия. Так, недавно стало известно, что золотая маска Тутанхамона была сделана для царицы Нефертити.

Жук, повторяющий путь солнца

И наконец, совершенно невозможно представить Древний Египет без жука-скарабея, ставшего живым символом этой уникальной цивилизации. Такой чести он удостоился благодаря своей особенности перекатывать с востока на запад изготовленные им навозные шары.

Делает он это до тех пор, пока вкраплённые в навоз яйца не созреют и личинки не появятся на свет. Египтяне, полагавшие, что таким образом трудолюбивый жук повторяет путь солнца, считали его символом созидательной энергии этого небесного светила.

Характерно, что своего верховного бога Хепри – творца мира и людей – они изображали в виде человека со скарабеем вместо головы. Всемерному прославлению этого в общем-то обычного жука-навозника способствовало также поверье, согласно которому он, как и лягушка, обладал способностью самозарождения и, подобно ей, наведываясь в царство мёртвых, помогал там воскреснуть всем новоприбывшим.

Апис – бог плодородия в облике быка

Понимание того, кем был Апис, различалось в зависимости от времени и региона. В районе Мемфиса он почитался как отдельное божество. Как бог Апис отвечал за плодородие. Ритуальный бег быка по полям символизировал просьбу об урожае и достатке.

В других областях Египта он считался животным, посвященным Птаху, Ра или Осирису. При этом его почитали в качестве живого символа одного из названых богов. К примеру, связь Аписа с Осирисом проявляется в традиции изображения на саркофагах бегущего священного быка с мумией на спине.

В некоторых районах считалось, что каждое утро, принимая облик коровы, богиня Нут рожала золотого теленка Аписа (солнечный диск), который к вечеру становился её мужем. Это верование отобразилось в многочисленных статуях быка с солнечным диском между рогами.

Поклонение ему возникло ещё в додинастическую эпоху. Такой культ был свойственен едва ли не всем цивилизациям Средиземноморья.

Почитание коров древними египтянами

Всеобщим почитанием на берегах Нила были окружены не только сильные, а порой и весьма агрессивные быки, но и их более миролюбивые подруги. Священная корова всегда являлась неотъемлемым персонажем египетского пантеона богов и никогда не использовалась для жертвоприношений. Объясняется это тем, что, согласно наиболее древним мифам, она являлась постоянной спутницей другой богини – Хатхор, покровительствовавшей женственности, любви и плодородию. Кроме того, священная корова, как и любая другая, снабжала семью молоком, чем, естественно, заслуживала благодарность.

На протяжении веков египетская мифология включала в себя всё новые образы. В более поздний её период пантеон пополнила Великая белая корова Гелиополя, находившаяся под покровительством богини Изиды, так же, как и Хатхор, ведавшей вопросами любви и продолжения человеческого рода. Именно Гелиополя считается матерью священного быка Аписа, резиденция которого находилась в мемфисском храме.

Убийство кошки каралось смертью

Древний Египет: убийство кошки каралось смертью.

В Египте кошка считалась священным животным, и за ее убийство, даже невольное, полагалась смертью. Не допускалось никаких исключений. Однажды даже сам король Египта попытался спасти римлянина, который случайно убил кошку, однако ему это не удалось. Даже под угрозой войны с Римом, египтяне линчевали его и оставили труп на улице. Одно из преданий повествует, как кошки стали причиной того, что египтяне проиграли войну.

В 525 до н.э. царь персов Камбис, перед наступлением приказал своим воинам наловить кошек и прикрепить их к щитам. Египтяне, увидев испуганных кошек, сдались без боя, т.к. не могли причинить боль своим священным животным.

Культ свиней, львов и гиппопотамов

Поклонение этим животным в Древнем Египте было не столь широко распространено. Оно скорее носило локальный характер. Например, львов почитали в основном в Мемфисе, Гелиополисе. Их символизировала богиня Сехмет. Она несла в себе олицетворение войны, жаркого солнца. На львов так же не разрешалось охотиться. Культ гиппопотама отождествлялся с богиней Таурт. Ее считали защитницей беременных матерей и младенцев. Изображали ее в форме беременной самки гиппопотама. К свинье в Древнем Египте относились брезгливо. Считали ее нечистой. Связывали с хитрым божеством Сетом. Однако для многих народов она олицетворяла небо.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий