Священные животные. какие виды в какой стране считаются священными

Волк

Красивый и опасный зверь, его выбрали в качестве священного образа многие народности мира, причем персонаж представлен двояко. Он является воплощением зла и жестокости, однако несет в себе храбрость и успех. У славян волк – «лютый», «серый», часто был тотемным животным многих племен. Он внушал страх и уважение.

В сказках он нередко помогал человеку путешествовать не только по тридевятому, но и по тридесятому, загробному миру. Иногда он мог быть даже защитником. У некоторых народов волк – оборотень, он днем был человек, а ночью – страшный зверь. Его унылый вой на луну и желание охотиться в одиночку вызывали чувство ужаса у людей.

Но именно волк мог помочь найти клад или встретиться с умершим, правда, не бескорыстно. Он требовал коня или скот. В египетской мифологии волком был Упуат, бог-проводник в царство мертвых. Его называли «первым бойцом Осириса».

Для многих европейских народов самой почитаемой является волчица, вскормившая Ромула и Рема, основателей города Рима. В древнеиранской мифологии волчица выкормила великого царя Кира. У тюркских народов волк был избран родовым тотемом, поэтому на их знаменах часто были волчьи головы.

У индейцев и ацтеков волк положительный образ. Он символизирует победу и благополучие. У скандинавов волк Фенрир был огромным и ужасным существом, который участвовал в гибели богов (Рогнарёк).

Волки всегда олицетворяют крепкие семейные узы

Апис — бог Египта

Богом возрождающейся природы египтяне считали Аписа. Кто такой Апис, бог чего он в Египте? Апис считается богом плодородия, он по легенде оплодотворяет священную корову, от их совокупления рождается золотой телёнок (солнечный диск). Священный бык древних египтян жил в храме Птаха, что в Мемфисе, там же жили и оракулы, которые, изучая поведение животного, строили свои предсказания.

Ритуальный бег этого быка приносил жителям Египта достаток и плодородие. Разобравшись, кто такой Апис, бог чего именно он был в древности, двинемся дальше. Когда Аписы умирали, их торжественно хоронили в подземном Некрополе Мемфиса, церемония проходила на западе от Нила. Предварительно животных мумифицировали и клали в саркофаги, украшенные амулетами и дорогими украшениями.

После смерти Аписа жрецами должен быть найден новый египетский священный бык. Однако это непросто, преемник должен обладать особыми приметами. Геродот описал эти приметы. Согласно его описаниям, новый Апис должен был быть рождён от коровы, которая после него уже никогда не сможет разродиться.

Молодой телёнок, которого изберут Аписом, должен быть чёрного цвета, на лбу иметь белый треугольник, на хвостике — двойные полосы (всего 29 признаков).

Новый Священный бык в Древнем Египте должен был быть найден жрецами за 60 дней. Пока велись поиски, жрецы соблюдали пост. Когда животное находили, его торжественно везли по Нилу в храм Птаха, до самого Мемфиса. Народ встречал Аписа на берегу, чтобы поприветствовать и выказать свое почтение.

Кошка в античной мифологии

Лев был одним из главных персонажей греческой мифологии, в то время как домашние кошки в ней почти не фигурировали. Довольно противоречив образ богини Артемиды: сначала её считали львицей, но позднее появилось предание о том, что она сотворила кошку, а потом улетела на луну, приняв образ кошки.

В римской мифологии эта богиня носит имя Дианы. Обе они почитались как великие охотницы и богини Луны. Говорили, что эта планета распоряжается плодородием, так же как египетская богиня Бастет. Римляне заимствовали многие элементы культуры у других народов: богиня любви Венера отождествлялась с Афродитой, египетской Бастет и скандинавской Фрейей. Венеру одновременно представляли и в виде привязчивой маленькой кошечки, и в виде дикой кошки с клыками и когтями, воплощавшей материнские инстинкты. Венера нередко изображалась с кошкой.

В зороастризме, древнейшей религии парсов, убийство кошки приравнивалось к убийству человека.

24 июля 2020 в 14:27

Елена Волкова

Священные кошки в индуизме

В индуизме животные занимают важное место. Говорят, что когда Брахма создал животных, он спрятал определенную тайну в каждом из них, чтобы люди разглядели в них духовное значение

Индусы считают, что в животных могут переходить души предков или предки могут возрождаться в обличии животных. В основном учении индуизма кошки не имеют особого значения, нет практики поклонения им. Тем не менее, они не пострадали от гонений, насилия из-за различных верований, которые предполагали негативное отношение к ним, как например, в средневековой Европе.

Кошек символизируют с обманом и неискренностью. Примером служит каменный барельеф в Махабалипурама (Тамил-Наду), с изображением статуи кота в медитативной позе — стоящего на одной ноге и держащего передние ноги над головой. Несколько крыс молятся ему в ноги

Барельеф создан на основе истории из тантрического текста, который описывает, как кошка, выдавая себя за благочестивого подвижника, удерживала внимание мышей, поедая их между делами, пока они не осознали своего безрассудства

В то же время в индуизме имеет место быть древняя школа теизма, известная как кошачья школа. Последователи учения основывают своё поведение на примере котёнка, позволяющего матери нести себя за загривок. Они считают, человек должен довериться Богу, который подобно матери-кошке пронесёт их через океан сансары, преодолевая все препятствия.

Убийство кошки считается тяжким грехом, который придётся замаливать и подавать милостыню. Поэтому, несмотря на приписывание этим животным отрицательных качеств, индусы проявляют к ним уважение и позволяют им жить в своих жилищах.

Богиня с кошачьей головой

Тягчайшим преступлением считалось причинить кошке какой-либо вред, независимо от того, был в том злой умысел или нет. Иногда доходило даже до абсурда. Известен, например, случай, когда персидский царь Камбиз во время завоевания Египта приказал каждому из воинов передового отряда привязать к своему щиту по живой кошке. В результате египтяне сдались без боя, так как не могли сопротивляться, рискуя поранить своих любимиц.

Игривость и незлобивый нрав кошек стали причиной того, что богиня радости и веселья Бастет традиционно изображалась в виде женщины с кошачьей головой. Особенное распространение такие композиции в виде рисунков и статуэток получили в эпоху Нового царства (1070-712 гг. до н. э.). Излюбленным сюжетом в них была Бастет, кормящая своих котят. Хорошо известные нам современные египетские кошки сфинксы своим обликом в чём-то напоминают эту древнюю богиню.

Апис – бог плодородия в облике быка

Понимание того, кем был Апис, различалось в зависимости от времени и региона. В районе Мемфиса он почитался как отдельное божество. Как бог Апис отвечал за плодородие. Ритуальный бег быка по полям символизировал просьбу об урожае и достатке.

В других областях Египта он считался животным, посвященным Птаху, Ра или Осирису. При этом его почитали в качестве живого символа одного из названых богов. К примеру, связь Аписа с Осирисом проявляется в традиции изображения на саркофагах бегущего священного быка с мумией на спине.

В некоторых районах считалось, что каждое утро, принимая облик коровы, богиня Нут рожала золотого теленка Аписа (солнечный диск), который к вечеру становился её мужем. Это верование отобразилось в многочисленных статуях быка с солнечным диском между рогами.

Поклонение ему возникло ещё в додинастическую эпоху. Такой культ был свойственен едва ли не всем цивилизациям Средиземноморья.

Морской животный мир Египта

Медузы

Учитывая то, что в Египте на море я был впервые в жизни — медуз в живую я никогда не видел. Весной прибрежные воды в Хургаде кишат медузами. Весна для них самый сезон. Их в большом количестве выкидывает на берег. Арабы спокойно брали их в руки, но я так и не решился.

Тело медузы на 98% состоит из воды и на палящем египетском солнце медузы оказавшись на берегу быстро засыхают.

Это медуза Аурелия. Они так же распространены в Чёрном море, но там у них нет розового оттенка.

Вообще вода создавая естественный барьер делает медузу слившийся с фоном. Если поиграться с контрастом в фотошопе, то медуза становится более отчётливой, хоть и менее реалистичной.

Дельфины

Дельфины «возглавляют» морской животный мир Египта. Кто не в курсе, дельфины это не рыбы, а именно что животные.

Из трёх выходов в море — эти животные Египта встретились нам два раза.

Другая морская фауна Египта

Морская фауна Египта это не только дельфины и медузы. Животный мир Красного моря является одним из самых богатых на морскую живность. Более подробно ознакомится с рыбами и прочими египетскими животными обитающими в Красном море можно в океанариуме Хургады или в аквариуме Эль-Гуны. Мне же удалось сделать только несколько фото обитателей. В бухте отеля Meraki Resort водились рыбы клоуны.

В прибрежной зоне водились крабы. Кстати говоря, после всех своих поездок, только в Египте я видел краба в воде.

А ещё в море можно встретить вот такую живность. Это сцепка то ли из рыбьих яиц, то ли из каких-то отдельных представителей морской фауны.

Ибис: священная птица древних египтян

Ибис издавна приобрёл ореол священной птицы, которой восхищались и считали божественной посланницей, как минимум до зарождения иудаизма и христианства. Древние египтяне видели в этом длинноногом представителе царства пернатых воплощение мудрого бога Тота, и поэтому наделяли эту птицу ореолом святости, а древние греки считали ибиса воплощением идеально гармоничных форм.

Родственники аистов

Как бы там ни было, а эти грациозные птицы из немногочисленного семейства ибисовых, в котором насчитывается 25 видов, не могут не восхищать своей красотой и некой аристократичностью, заметной в каждом их движении.

Внешним обликом ибисы, для которых характерна средняя длина тела в пределах от 50 до 110 см, во многом похожи на своих отдалённых родственников – аистов. Они обладают такими же удлинёнными, но при этом более короткими, чем у аистов, тонкими лапами, длинной шеей и небольшой головой с удлинённым, изогнутым дугой клювом, по которому эту птицу легко отличить от иных её пернатых сородичей.

Окраска перьев у разных видов ибисов существенно отличается и может быть как чёрной, так и белой, и даже серой. Но истинными красавцами этого семейства являются представители исчезающего вида алых ибисов, оперение которых блестит на солнце, как капли крови.

Живущие в мангровых зарослях тропических водоёмов

Ибисы распространены на всех континентах, за исключением Антарктиды, преимущественно в тропических и субтропических регионах, а также на юге стран, расположенных в умеренных широтах. Живут эти птицы обычно небольшими колониями (от 30 до 60 пар), нередко смешанными, в которых среди представителей их семейства могут оказаться и ближайшие родственницы – колпицы.

Селятся они обычно возле водоёмов со стоячей водой или же у рек с замедленным течением, предпочитая заросшие манграми или же тростником уголки, где можно укрыться от глаз людских и хищников. Прогуливаясь нередко по побережью в поисках пищи, которой становится всякая мелкая живность, вылавливаемая из ила с помощью длинного клюва, ибисы при возникновении опасности стараются сразу же спрятаться в зарослях или взлететь на верхушку ближайшего дерева.

Свои гнёзда представители этого семейства строят высоко на деревьях, по соседству с иными птицами, используя для сооружения своего жилища ветки, тростник и камыш, растущий на побережье избранных для обитания водоёмов. Если же деревьев поблизости нет, то гнездо сооружается среди зарослей растущих на озере или вблизи реки кустарников.

Стандартная жизнь пернатых однолюбов

Размножаются ибисы раз в год, и брачный период припадает на весну у птиц, обитающих в северных регионах, и на сезон дождей – у видов, обитающих в тропиках. Ибисы моногамны, и, выбрав пару для обзаведения потомства, обе птицы исправно заботятся о выращивании птенцов, попеременно высиживая яйца и занимаясь добычей пропитания для подрастающего поколения.

К стандартной пище ибисов относятся всяческие жучки-паучки, черви и моллюски, но эти птицы не гнушаются и крупной лягушкой перекусить, а также ловят насекомых и не брезгуют падалью, которую могут заприметить на суше. Полакомиться же самими ибисами не против коршуны и ястребы, а среди животных – лисицы, еноты и гиены.

Люди же по-разному относятся к этим птицам. В одних краях за ибисами ведётся неустанная охота, в других – их возносят до ранга священной птицы, но в большинстве случаев представители этого семейства находятся под охраной.

Обожествление крокодилов

Подобно тому, как бык почитался благодаря той роли, которая ему отводилась при возделывании полей, другое священное животное Древнего Египта – крокодил – принимал всеобщие поклонения по причине плодородия земель. Считалось, что эта рептилия являлась живым воплощением бога Себека, ведавшего разливами Нила, которые орошали поля и приносили на них живительный ил.

Как и Апис, священный бык в Древнем Египте, подобный ему по статусу крокодил также выбирался жрецами из сотен своих собратьев. Он селился в специально возведённом храме, и там, живя в сытости и довольстве, скоро отвыкал от дурных наклонностей и становился совершенно ручным. Крокодилов в Египте запрещалось убивать даже в тех случаях, когда их действия угрожали жизни людей.

Гарем священного быка

Как часть древнейшего культа животных у египтян почитался бык. Они считали божеством, сошедшим на землю. Из всех быков по особым приметам выбирали одного, который в дальнейшем выполнял роль священного быка по имени Апис. Он обязательно должен был быть черного цвета с особыми белыми отметинами.

Жил этот бык в Мемфисе, в особом «священном хлеву» при храме. Ему обеспечивали такой уход, о котором многие люди даже не могли мечтать мечтать, кормили и почитали, как бога, даже содержали для него гарем коров. В день рождения Аписа устраивались праздники, в жертву ему приносили быков. Когда Апис умирал, его хоронили с почестями и приступали к поискам нового священного быка.

Жертвы богам

Ученые уже прекрасно знают, кого и для чего египтяне приносили в жертву. В ходе археологических раскопок ими были обнаружены мумии огромного количества птиц, кошек и других животных. На изображениях внутри египетских пирамид можно увидеть множество богов с головами животных. Следовательно, каждое божество требовало жертву в виде определенных видов живых созданий.

Кошки

Как бы парадоксально это не прозвучало, египтяне считали кошек священными животными, но при этом приносили их в жертву. Как правило, они предназначались богине радости Бастет, которая изображалась в виде человека с головой кошки. Кошек для жертвоприношений растили внутри храмов. Спустя определенное время из них делали мумии и помещали на алтарь. В то же время кошки считались одними из самых главных животных Египта — если возница случайно переезжала кошку, ее забивали камнями насмерть. А в память умершей кошки хозяева сбривали себе брови. О найденных в Египте мумиях кошек я рассказывал в этом материале.

Мумии кошек

Быки и телята

К быкам и телятам египтяне относились очень избирательно. Эти животные обычно приносились в жертву богине материнства Исиде. Для жертвоприношения подходили только животных с идеально светлой шкурой. Если на теле было хоть какое-то пятнышко, оно считалось испорченным. Скорее всего, хозяева таких «оскверненных» созданий были этому только рады — их скот оставался при них. После определенного обряда тела животных простоту сжигались. Отрубленные головы, как и упоминалось выше, отправлялись в плавание по реке Нил.

Богиня Исида

Птицы

Недавно в научном журнале Scientific Reports было рассказано о том, как египтяне приносили в жертву птиц. За десятилетия раскопок археологам удалось найти миллионы мумий различных птиц. Но больше всего в жертву приносились птицы ибисы, которых на территории Древнего Египта было очень много. Сейчас они встречаются очень редко, потому что их популяция была сильно сокращена в ходе древних ритуалов. Обычно птицы предназначались для богов Тота, Ра и Гора, которые как раз изображались с птичьими головами. Египтяне ловили их в дикой природе — если бы они выращивались специально, то во внутренностях находились бы остатки той же пищи, которой питались египтяне. А внутри мумий остатки пищи были разными.

Мумия птицы Ибис

Человеческие жертвоприношения

Человеческие жертвоприношения в Египте действительно были — это не вымысел. Правившие Древним Египтом Фараоны считались богами в человечьем обличье. Люди были уверены, что все, что имеют в своем распоряжении правители, должно уйти с ними в загробный мир. А ведь фараоны обладали не только драгоценностями, но и личными слугами. Так, когда умирал правитель, его слуги приносили себя в жертву и тоже умирали. Решиться на это им помогала вера в то, что после смерти следует еще одна жизнь. Тела нескольких десятков прислуг были найдены в погребальной камере фараона Хор Аха. По словам археологов, мужчины в возрасте от 20 до 25 лет умерли от удушения.

Иллюстрация жертвоприношения

На тему Древнего Египта также рекомендую прочитать материал об обнаружении нескольких 2500-летних мумий

Это важное событие для научного сообщества, поэтому новость достойна внимания. В статье я также упомянул о проклятиях фараонов — существуют ли они на самом деле?

Медведь

Наш русский мишка, большой, лохматый и неустрашимый, герой множества преданий. Он является одним из ключевых персонажей у многих северных народов. По мнению славян, именно медведь являлся не царем, не королем, а именно Хозяином леса – он и властвовал, и умел управляться с хозяйством.

Его мощь, сила, великодушие ассоциируются с русским характером во многих странах. Медведя можно было уговорить, разжалобить или просто обмануть. Но обидеть его было нельзя, он сразу становился свирепым и беспощадным. Обычно он выступает в преданиях сверхъестественным существом, наделенным разумом.

Долгое время его не разрешалось называть по имени, а только Топтыгиным, Потапычем или Бурым. Хочется добавить, что священные животные стран мира – понятие очень широкое. Иногда это совпадает с символом страны.

Например, во Франции — галльский петух, в Германии – орел, в США – белоголовый орлан, в Канаде – бобёр, в Австралии – кенгуру, в Колумбии – андский кондор. Христиане почитают голубя, считая его божественной птицей, а мусульмане — ворона по той же причине. В любой стране мира люди находят себе среди животных образец для подражания.

Добрые и злые змеи

К змеям у египтян было двойственное отношение, поскольку в понимании последних эти создания являлись носителями как доброго, так и злого начала. Например, мифический змей Апоп являлся олицетворением зла и мрака. Считалось, что, когда по ночам бог солнца Ра держит свой путь меж берегов подземного Нила, коварный змей пытается помешать ему, выпив из реки всю воду. Между ними завязывается борьба, из которой Ра всегда выходит победителем, но на следующую ночь эта история повторяется.

В то же время покровительницей Нижнего Египта считалась красная кобра, являвшаяся олицетворением богини Уаджит – хранительницы царской власти. Её стилизованное изображение – урей – всегда украшало диадемы фараонов, являясь свидетельством их царствования как в этом мире, так и в загробном.

Город священного крокодила

Египетский город Крокодилополис был религиозным центром культа, посвященного богу Собеку, изображавшемуся в виде человека с головой крокодила. В этом городе египтяне держали священного крокодила. Люди со всех концов съезжались, чтобы взглянуть на него. Крокодил был увешан золотом и драгоценностями, и его обслуживала группа священников.

Люди приносили в качестве подарков еду, и священники, открывая крокодилу рот, заставляли его ее съесть. Они даже вливали в его открытый рот вино. Когда крокодил умирал, его тело заворачивали в тонкую ткань, мумифицировали и хоронили с большими почестями. После этого в качестве священного животного выбирали другого крокодила.

Жук, повторяющий путь солнца

И наконец, совершенно невозможно представить Древний Египет без жука-скарабея, ставшего живым символом этой уникальной цивилизации. Такой чести он удостоился благодаря своей особенности перекатывать с востока на запад изготовленные им навозные шары.

Делает он это до тех пор, пока вкраплённые в навоз яйца не созреют и личинки не появятся на свет. Египтяне, полагавшие, что таким образом трудолюбивый жук повторяет путь солнца, считали его символом созидательной энергии этого небесного светила.

Характерно, что своего верховного бога Хепри – творца мира и людей – они изображали в виде человека со скарабеем вместо головы. Всемерному прославлению этого в общем-то обычного жука-навозника способствовало также поверье, согласно которому он, как и лягушка, обладал способностью самозарождения и, подобно ей, наведываясь в царство мёртвых, помогал там воскреснуть всем новоприбывшим.

Священный бык в Древнем Египте

Так как важную часть жизни египтян занимало земледелие, то без такого животного, как бык, просто невозможно было обойтись. Видимо, из благодарности его и сделали священным. Многим будет интересно, как зовут священного быка Древнего Египта. На самом деле есть несколько названий. Быков использовали при сложной сельскохозяйственной работе, без них было бы очень сложно получить хороший урожай и должным образом обработать землю. Священный бык в Древнем Египте олицетворял плодородие. Также почитали коров, как кормилиц, представительниц неба, что тесно связано с культом Хатхор и Исиды, в результате образовался отдельный культ священной Небесной Коровы.

Жизненный цикл бога Аписа

Согласно верованию, каждую ночь его жена, богиня неба Нут, приняв облик коровы, сходила к нему во храм. После того как бог Апис её оплодотворял, на свет появлялось его очередное воплощение – сияющий лучами теленок-солнце, восходивший на небо и совершавший по нему свой дневной путь. К вечеру, изрядно состарившись, он вновь возвращался в храм и принимал прежний облик. На следующую ночь всё повторялось снова.

Так бог Апис в образе быка был и мужем, и отцом, и собственным ребёнком. Когда же он умирал уже по-настоящему, то жрецам предстояло найти замену

Для выполнения столь важной миссии годилось не всякое животное, а лишь обладавшее определёнными признаками. В частности, претендент должен был иметь на лбу белый треугольник, на боку светлое пятно, по форме напоминающее полумесяц, а на шее ещё одно, но уже в виде орла

Самого же умершего мумифицировали по всем правилам этого древнего искусства и, уложив в особый саркофаг, украшенный драгоценностями и священными амулетами, помещали в подземный Некрополь, находившийся там же, в Мемфисе, на западном берегу Нила. Если учесть, что срок жизни быка (даже священного) в среднем составляет 15-20 лет, а поклонялись ему столетиями, то понятно, что со временем из таких саркофагов образовался целый город мёртвых.

Свинья (кабан)

Как ни покажется странным, но свинья – священное животное, признанное многими народами. Еще в Древнем Египте, Сирии и Китае свинью почитали, как символ достатка и счастья. Ее не приносили в жертву, а профессия свиновода была самой почитаемой. Человек, прикоснувшийся к свинье, считался нечистым или грешным.

Отсюда, скорее всего и вышла традиция некоторых народов не употреблять свинью. Но не потому, что это грязно, а потому, что грешно. В христианской религии свинья – образ демона похоти, который завладел человеком. Именно в свиней Иисус обратил легион злых духов и сбросил их с обрыва. Образ хрюшки вообще неоднозначный в разных мифологиях.

У славян она Хавронья-матушка, добрая и заботливая. У китайцев свинья – символ храбрости и достатка, страсти и наивности. Поэтому в восточном гороскопе этот знака ассоциируется либо с благородным вепрем, либо со свиньей-копилкой.

У японцев кабан – верховный бог войны. В кельтских преданиях свиньям отведена роль спасителей целого отряда, оказавшегося на отрезанной суше. Воины от голода убивали семь поросят, съедали, а наутро те опять оживали.

Капский даман

Капский даман является родным для Африки к югу от Сахары, за исключением Мадагаскара и бассейна Конго. Он также встречается в Алжире, Ливии, Египте, Ливане, Аравийском полуострове, Иордании и Израиле. Капский даман — адаптивное животное, которое может выжить в тропическом и пустынном климате, если есть доступ к пище и убежищу.

Предпочитает жить в скалах или норах других животных, так как не может выкопать свою собственную нору. Даманы питаются травой, фруктами, насекомыми, ящерицами и яйцами птиц. В Египте капские даманы в основном обитают ближе к оазисам или вдоль берегов реки Нил.

Убийство кошки каралось смертью

Древний Египет: убийство кошки каралось смертью.

В Египте кошка считалась священным животным, и за ее убийство, даже невольное, полагалась смертью. Не допускалось никаких исключений. Однажды даже сам король Египта попытался спасти римлянина, который случайно убил кошку, однако ему это не удалось. Даже под угрозой войны с Римом, египтяне линчевали его и оставили труп на улице. Одно из преданий повествует, как кошки стали причиной того, что египтяне проиграли войну.

В 525 до н.э. царь персов Камбис, перед наступлением приказал своим воинам наловить кошек и прикрепить их к щитам. Египтяне, увидев испуганных кошек, сдались без боя, т.к. не могли причинить боль своим священным животным.

Культ свиней, львов и гиппопотамов

Поклонение этим животным в Древнем Египте было не столь широко распространено. Оно скорее носило локальный характер. Например, львов почитали в основном в Мемфисе, Гелиополисе. Их символизировала богиня Сехмет. Она несла в себе олицетворение войны, жаркого солнца. На львов так же не разрешалось охотиться. Культ гиппопотама отождествлялся с богиней Таурт. Ее считали защитницей беременных матерей и младенцев. Изображали ее в форме беременной самки гиппопотама. К свинье в Древнем Египте относились брезгливо. Считали ее нечистой. Связывали с хитрым божеством Сетом. Однако для многих народов она олицетворяла небо.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий