Почему татарам нельзя держать собак дома

Хадисы

Общее отношение мусульман к собакам уже понятно, но существуют хадисы, которые выражают несколько иное мышление людей и пророка Мухаммада. Если углубиться в их изучение, то можно понять более глубокие трактовки священных текстов.

Нужно ли убивать собак по Исламу

Из ряда хадисов станет понятно, что псов убивать можно, если они не из твоей общины. Более того, пророк Мухаммад сказал, что рыжего пса трогать нельзя, а черного и убить не грех.

Обратите внимание! Также в хадисе Бухари пес отождествляется с вредителями. Он стоит наравне со змеями, коршунами и крысами.

Нужно ли брать омовение при соприкосновении с собакой

Не все знают, почему мусульманам нельзя трогать собак. История идет от тех же хадисов, где говорится, что наджиса и омовение — это разные процедуры. Четвероногое животное не является нечестивым, поэтому совершать омовение не обязательно.

Посуда из которой попьет собака

Пророк Мухаммад сказал: «Если пес попьет или поест из вашей тарелки, то следует ее помыть семь раз перед употреблением из нее пищи».

На самом деле, этот хадис характеризуется разными трактовками. Например, ханбалиты и шафииты считают слюну псов нечистой, однако некоторые ханбалиты и ханафиты считают это утверждение неверным.

Собака, как причина вхождения в Рай

Хадис, переданный Бухари, приводит случай с мусульманином, который шел по пустыне и сильно хотел пить. Когда он увидел колодец, то рядом с ним стоял пес и облизывала влажную землю. Он дошел до источника набрал воды и дал животному. Пророк Мухаммад говорит, что «награда ждет всех, кто спас живое».

Некоторые учения не столь радикальны по отношению к псам

Негативное отношение к собакам сегодня

Учитывая эту историю, почему собака запрещена в исламе? Короткий ответ: из-за распространения инфекций. Около двухсот лет назад познания об инфекционных заболеваниях начали меняться. Люди на Ближнем Востоке, в Европе начали констатировать тесную связь между вспышками чумы, холеры и малярии и близостью жертв к таким местам, как кладбища, мусорные кучи и болотистые озера. Планировщики городов и правительства на всем Ближнем Востоке начали убирать эти источники болезней из все более переполненных районов, в которых жили люди. Они выкидывали мусор за пределы городских стен, также невольно избавились от собак, которые съедали эти отходы. В городах не становилось меньше мусора, а отходы, которые оставались, считались угрозой для общественной гигиены.

Действительно, всего за несколько десятилетий в начале девятнадцатого века собаки стали рассматриваться как экономически бесполезные и опасные существа для общественного здравоохранения. Результаты? Несколько крупномасштабных кампаний по уничтожению, гораздо меньше животных в ближневосточных городах и изменение отношения. И собаки — уже не полезные, а опасные, подверженные болезням и распространению инфекций.

Основополагающим принципом ислама является то, что все допустимо, за исключением тех вещей, которые были явно запрещены. Исходя из этого, большинство мусульман согласятся с тем, что разрешено иметь собаку с целью обеспечения безопасности, охоты, ведения сельского хозяйства или службы инвалидам.

Многие мусульмане занимают среднюю позицию относительно собак, позволяя им существовать рядом, но настаивая на том, что животные должны занимать пространство подальше от дома с жилыми помещениями. Многие держат животное на открытом воздухе в максимально возможной степени и, по крайней мере, не допускают ее в районы, где молятся мусульмане. По соображениям гигиены, когда человек вступает в контакт с собачьей слюной, необходима стирка одежды.

Предвестник скорой смерти

В исламской традиции собака считается «нечистым» животным – мусульмане верят, что ангелы никогда не заходят в дом, где содержат псов. Именно поэтому многие татарские семьи до сих пор строго выполняют это предписание и не только не содержат, но и даже не пускают собак в дома или в квартиры. А если собака случайно вылижет посуду, тарелки эти следует мыть семь раз, а потом еще «протирать землей», как заповедовал пророк Мухаммед.

Некоторые мусульманские правила – хадисы напрямую содержат призыв убивать черных собак, как особо злых и, возможно, как служителей дьявола, а в других упоминается, что собаки, так же как и змеи, способны лишать человека зрения, а у беременных женщин от их взгляда может произойти выкидыш.

Как указывает в статье «Сообщение Ибн Фадлана о гадании населения Поволжья по собачьему вою» филолог Даниил Викторович Пузанов, вначале пророк Мухаммед даже приказывал убивать всех собак, но позже изменил решение и позволил мусульманам держать их «для охоты и охраны овец».

Запрет на содержание собак в доме связан и с верованием в то, что собака, так же как осел, способна видеть шайтанов и ангелов смерти, которые и заставляют её выть. Следовательно, ее вой всегда предвещает смерть человека или падеж скота.

Пузанов считает, что это поверье могло прийти в ислам из иудаизма, но уточняет, что распространено оно было и у древних греков, у которых вход в подземный Аид охраняет мифический трехголовый пес Цербер, но есть еще и его брат – двухголовый пес Орф. Связывали собачий вой со смертью и в древнем Риме. В произведениях римского поэта Вергилия, жившего в I веке до нашей эры, собаки воют, чуя приближение орта – мифического существа из подземного мира.

Ислам

Любому историку понятно, почему мусульмане не любят собак. Как бы ни относились к этому факту правоверные исламисты, но столь явный негатив – всего лишь следствие давно забытой вражды двух религий. В самом начале развития ислама мусульмане не выделяли собак среди прочих животных. Собака в исламе была незначительным персонажем: не пускай в дом, не ешь с одной тарелки, не позволяй облизывать рук – все запреты касались только личной гигиены.

Когда ислам достиг определенного развития, началось жесткое притеснение, а затем и открытая вражда с приверженцами зороастризма. По сути это была борьба за территорию, удавшаяся попытка захватить власть. Сегодня уже никто не помнит, почему мусульмане не любят собак, но началось все с гонений этих животных с целью унижения и демонстрации силы. Приверженцы зороастризма чтили собак, считали их сосудами для душ предков. Что могло сильнее оскорбить врага, чем унижение и убийство собаки? Ислам давно и успешно вытеснил зороастризм, но в силу традиций некоторые мусульмане и собаки все еще несовместимы, как евреи и свинина.

Однако многие современные мусульмане не разделяют негативного отношения к собакам. Сегодня все больше людей возвращаются к истокам религии, ограничивая общение с этими животными только из соображений чистоты – духовной и телесной. Ведь единственная причина, почему мусульманам нельзя трогать собак, заключается в нечестивости этих животных (по мнению историков, имеет место неверная трактовка или намеренное искажение термина «нечестивость», как и в случае с «нечистыми» собаками в Библии). Муфтии открыто порицают негативное отношение мусульман к собакам, напоминая, что Коран запрещает ненависть и жестокое обращение с любыми животными.

Относительно душ животных мнения мусульман и православных сходятся. Как и в христианстве, в исламе бессмертна только душа человека, и только она заслуживает кары или награды. Душа собаки после смерти исчезает, не попадая ни в рай, ни в ад. Животное не отвечает за свои поступки ни перед Аллахом, ни перед кем-либо еще, так как собака (и любое другое животное) лишена самосознания.

Почему православным нельзя держать дома собаку

Совсем недавно я встретила свою давнюю знакомую, которая всю жизнь занималась разведением определённых пород собак и продавала щенков за весьма приличные деньги. Тем и жила женщина, пока не стала ходить в храм, помогать на службах и полностью погрузилась в жизнь православной церкви.

Проблемы возникли случайно, батюшка узнал, что она живёт в квартире вместе с собакой, и та, буквально спит вместе с ней на кровати. Он настоятельно попросил отдать собаку и освятить квартиру.

Такая реакция сначала смутила мою знакомую, но получив разъяснение, она не задумываясь избавилась от животного, отдав его родственникам, и продолжила с чистой совестью службу в храме.

Почему православием против содержания собак в доме

Сегодняшний бум, связанный домашними питомцами, сводит многих с ума. Кошки и собаки приравниваются их чуть ли не к членам семьи. Это по мнению служителей церкви неправильно.

Давайте попробуем понять, почему истинными христианами собака трактуется как «нечистое» животное, почему после пребывания в доме собаки, его непременно следовало осветить.

Если обратиться к Библии, то мы увидим, как трактуется сей животрепещущий вопрос в отношении данного животного. Второзаконие гласит: «Не вноси платы блудницы и цены пса в дом Господа Бога твоего ни по какому обету, ибо то и другое есть мерзость пред Господом Богом твоим».

К слову заметить, ровно такое же мнение существует и в исламе, там также, собака не допускается в жилище людей, считаясь осквернённым зверем.

Что говорит по этому поводу Библия

Давайте вновь обратимся в Библии, в которой слово «собака» и слово «псы» упоминается около 25 раз. В Древнем Востоке и Библии собака ассоциируется с нищетой, обездоленностью и страданием

Стоит обратить внимание на такие отрывки «не вноси цены пса в дом Господа», «не давайте святыни псам»

Здесь явно усматривается нагатив по отношению к четвероногим питомцам в аспекте их нечистоты. Запрещено вносить в храм деньги, предназначенные для пожертвования, которые появились от продажи собак или были заработаны проституцией.

По словам блаженной Пелагеи Рязанской, если в доме живёт собака, из него уходит благодать Святого Духа. Более того, если данное животное живёт в доме, имеющим иконы, хозяин этого жилища не допускается к причастию.

Он настоятельно рекомендовал впредь не держать её в своей квартире, и впоследствии непременно освятить её. Он неоднократно заметил, что собачья жизнь предназначена для охранных действий, поэтому её место рядом с домом, а не у кровати, на которой возлежит человек.

Чем чревато присутствие в жилище собаки

По мнению православных в дом, где живёт собака, легко могут зайти злые духи, именно поэтому часто происходят случаи нападения собак на своих собственных хозяев. Псы не щадят ни взрослых, ни детей. Известны неоднократные случаи таких жестоких нападений.

Конечно, каждая тварь имеет право на жизнь, но у каждой твари есть собственное, отведённое Богом место на земле. Животные должны служить человеку, для этого их сотворил Творец. Собака занимает в быту человека прочное место, но её место рядом с жилищем, а её предназначение – охрана этого самого жилища.

Нет преданнее друга и охранника, чем собака, она защищает своего хозяина, служит ему верой и правдой. На Севере без собак обойтись крайне сложно, они являются и основным транспортным средством и играю важнейшую роль в хозяйстве. У этих животных множество ролей, однако и забывать о том, где должно быть их место, нельзя.

Никто не говорит о том, что собак нужно выкидывать на улицу и оставлять без заботы, как делаю многие жестокосердные люди. Если вы завели животное, вы полностью должны отвечать за него, его жизнь и здоровье. Но, если вы ходите в храм и молитесь на святые Образа, в вашем доме не должно находится «нечистого» животного.

Пусть оно живёт во дворе, для этого можно соорудить вольер или будку, где собака будет выполнять свою основную миссию, охранять и защищать ваше жилище.

Заключение

К животным необходимо относится ласково, внимательно и бережно, но в то же время понимать, где их место. Считается грехом милосердия, если животное, ставшее неугодным, выбрасывается на улицу. Однако и находиться в помещении со святым Ликами, собаке нельзя.

Если вы являетесь истинным христианином и придерживаетесь канонов и заповедей православия, вы непременно прислушаетесь к тому, о чём говорилось в данной статье.

При использовании материалов thebestvideo.ru необходима ссылка на источник.

Друг человека в исламе: почему мусульманам нельзя держать собаку в доме

Как известно, в европейской культуре к собакам наблюдается особое отношение, недаром существует поговорка «Собака — друг человека». Иногда к этим домашним животным относятся как к членам семьи, а они платят своим хозяевам искренней и трогательной любовью. Однако сказать то же самое о мусульманах нельзя. В квартире им заводить собак запрещает религия. Считается, что их слюна и шерсть являются нечистыми.

И если все же кто-то рискует поместить питомца в доме, ему придется «вылизывать» все вокруг, иначе молитва в этом месте будет считаться недействительной. Но при этом есть послабление, четвероногих друзей держат в сельской местности или в частном доме, во дворе. Там они сторожат территорию, сопровождают хозяев на охоте или используются как пастухи.

Первое домашнее животное

Не все виды животных обладают способностью уживаться с человеком. Лишь немногим из них удалось преодолеть страх перед людьми. Число видов, которые были одомашнены, и того меньше, их не больше двадцати пяти. Одомашнивание подразумевает принесение регулярного потомства в неволе. Первый из спутников человека — это волк.

Он прибился к нему в каменном веке, то есть 10-15 тысяч лет тому назад. Произошло это в Южной Азии. Так от волков, которые были приручены, произошли домашние собаки. А возможно, также и от шакалов. Сначала они помогали на охоте и были сторожами.

Ангелы не смогут войти

Сегодня собаки исполняют множество функций, но многие держат их в домах не из-за их полезности, а как своих друзей, членов семьи. Однако мусульманская религия не позволяет подобных вольностей.

Согласно исламу, Аллах посылает в жилище человека Ангелов, но когда там находится собака, это невозможно, они не смогут туда войти.

Содержание в доме собаки мусульманином рассматривается как грех, оскорбление для Всевышнего. Но тем не менее Коран запрещает жестокое обращение с животными.

Только для пользы

Существует правило, согласно которому псов держать можно только в исключительных случаях:

  1. Для помощи на охоте.
  2. Для охраны домашнего скота.
  3. Для охраны растительного мира, жилища.

Таким образом, Коран не запрещает держать собак, когда они выполняют определенные функции, необходимые человеку. Так, например, трудно обойтись без животных, которым острое обоняние позволяет находить взрывчатые вещества, наркотики, преступников.

Наджис — значит нечистый

В исламе есть такое понятие, как «наджис», что в переводе с арабского обозначает «нечистый», «скверный». Оно в полной мере относится мусульманами и к собаке. Считается, что все, что они нюхают и лижут, превращается в «наджис». Если эти животные едят из грязной посуды или с пола, они становятся потенциально заразными. Поэтому верующие, соприкоснувшись с ними, должны очиститься.

Еще мусульмане не переносят лай без всякой причины, который доставляет им дискомфорт, в том числе и во время совершения намаза. А еще есть опасность того, что собака может сорваться с цепи, покусать прохожих, нанести им травмы, заразить бешенством. Из-за этих проявлений приверженцы ислама не уважают всех собак скопом.

Исключение для борзых

Совсем другое отношение в мусульманских странах к такой разновидности борзых, как салюки, которых еще называют персидскими борзыми и газельими собаками. Их здесь очень любят и всячески холят и лелеют. Считается, что это одна из самых древних пород на земле. Это довольно крупная, изящная собака. Ее предназначение — охота на газелей, зайцев, другую мелкую дичь.

На Востоке им шьют специальные покрывала для зимних холодов, а летом они носят легкие плащи, защищающие от солнца и комаров. При этом материал используется самый изысканный, чтобы животные радовали глаз.

Салюки спят на устроенных для них постелях, питаются особенными продуктами, в основном мясными. А также в их меню присутствует выпечка из финикового теста и верблюжье молоко. Считается, что такая пища благотворно влияет на легкие собаки, что придает ей легкость во время бега.

Причины, по которым татары считают собак «нечистыми» животными

Издавна язычники наделяли особой божественностью животных и считали, что они могут видеть больше, чем люди. Однако с появлением других религий появилось много суеверий, связанных с животными. Одним из таких суеверий является уверенность мусульман, а в особенности татар, которые исповедуют эту религию, в том, что собаки – это «нечистое» животное.

Интересен и тот факт, что такое мировоззрение у татар, связанное с собаками, имеет несколько объяснений. В первую очередь, это, конечно же, мусульманская вера, по которой считается, что собака является «нечистым» животным, так как она является предвестником скорой смерти.

Исходя из мусульманской веры, в тот дом, где содержатся собаки, никогда не сможет войти ангел. Именно поэтому, несмотря на то, что религия уже не имеет такого огромного влияния, тем не менее татары продолжают остерегаться собак и не пускают их в дом или квартиру. Более того, большой проблемой для них есть то, что собака может вылизать тарелку. Ведь в таком случае эту тарелку нужно помыть семь раз подряд, после чего протереть ее землей. В ином случае их могут ожидать серьезные проблемы.

Поскольку в языческих верованиях было принято гадать по собачьему вою, то в средневековье было принято решение убивать собак. Особенно это касалось черных собак, так как они считались служителями дьявола. Однако со временем это решение было изменено, и собак начали держать для того, чтобы они охраняли овец.

Еще один запрет связан с язычеством. По давним верованиям, собаки могут видеть ангела смерти, именно поэтому и воют, сообщая о скорой смерти одного из жителей дома. Такое же мнение было и у многих славянских народов, которые считали собачий вой предвестником какого-то горя.

Несмотря на это предки татар, булгары, не так критично относились к вою собак. Более того, для них это был хороший знак, так как вой собаки предвещал урожайный и удачный год. Да и для девушек вой собаки был хорошим предвестником. К примеру, если во время зимнего гадания прислонить ухо к земле и услышать собачий вой, это означало, что у девушки будет хороший жених, и ей уже пора готовиться к замужеству.

Проведя анализ среди различных религий, историки пришли к выводу, что такое отношение к собакам было смешано с суевериями. А вот плохое отношение к собакам появилось только во времена зарождения ислама и иудаизма, по причине того, что собаки были верными друзьями язычников и принимали участие во многих ритуалах.

Присутствие собаки в доме

Не оставлен в мусульманской ре­лигии без внимания и вопрос о со­держании собак, об их пользе и отношении к ним. Есть несколько хадисов Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) по этому во­просу. Так, аль-Бухари и Муслим при­вели в своих сборниках высказывания Пророка (мир ему и благословение) относительно содержания этих животных. Он сказал, например: «Ангелы не входят в дом, в котором есть собаки и изображения». Или: «Кто будет держать любую другую со­баку, кроме пастушьей и охотничьей, то каждый день благие поступки того будут уменьшаться на два кирата». В другом хадисе: «…за исключением охраняющей пашню, овец или же охот­ничьей». В некоторых хадисах приво­дится, что каждый день благие поступ­ки будут уменьшаться на один кират (то есть на 1/24 долю). Также Абу Дауд, ан-Насаи и Ибн Хиббан в своём сбор­нике хадисов привели, что Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Ангелы не входят в дом, в ко­тором есть изображение, собака или оскверненный».

Из вышесказанного ясно, что дер­жать собаку, от которой нет пользы, запрещено, поскольку в хадисах дела­ется исключение только для собак, приносящих человеку пользу. А тако­выми являются охотничьи собаки и со­баки, охраняющие посевы и скот. К ним также относятся собаки-поли­цейские, поскольку от них есть польза.

Комментируя свод хадисов Мусли­ма, ан-Навави пишет: «Что касается собак, то наш (шафиитский) мазхаб запрещает держать собак без необхо­димости и дозволяет держать их для охоты, охраны посевов и скота» (Ан-Навави. Шарх сахих аль-муслим. Т. 10. С. 236). Относительно допусти­мости содержания собак для охраны дома, дорог и т. п. имеется два мне­ния. Согласно первому держать их не­допустимо, исходя из прямого смысла хадисов, которые явно запрещают держать собак, кроме как для охоты, охраны посевов и скота. Более же верное мнение – второе, согласно которому держать собак допустимо по аналогии с тем, что причиной дозво­ленности является необходимость в них. Допустимо ли держать щенков, чтобы выдрессировать их для охоты, охраны посевов и скота? Относитель­но этого среди шафиитов существует два мнения и более верное из них в пользу допустимости.

По причине запрета на содержание собак ангелы милости не входят в до­ма, в которых они есть. Ангелы-храни­тели же никогда не расстаются с чело­веком. Что касается ежедневного уменьшения вознаграждения за со­вершенный благой поступок в разме­ре на один или два кирата, то об истин­ном его размере известно лишь Алла­ху. Говорят, что это зависит от вре­да, причиняемого собакой. Сказано также, что вознаграждение уменьша­ется на два кирата за содержание со­бак в городах и селениях и на один за собак в пустынях

Также сказано, что вознаграждение уменьшалось на один кират, и Пророк (мир ему и благословение) пожелал ужесто­чить это и сообщил, что вознагражде­ние уменьшается на два кирата, одна­ко важно знать, что вознаграждение уменьшается как за прошлые, так и за будущие благие поступки

Ученые объясняют, что вознаграж­дение уменьшается потому, что из-за собаки ангелы не входят в дом, ибо от нее исходит запах, противный анге­лам, а также потому, что некоторые собаки, согласно хадису, называются шайтанами, ангелы же – их антиподы. Сказано, что вознаграждение умень­шается по причине ослушания, если кто-то нарушает данный запрет, и по причине того, что собака, находясь в доме, может незаметно для хозяина поесть из его посуды, а тот не вымоет ее шесть раз водой и один раз землей.

Собака в исламе считается «наджис».

Наджис — это библейское слово переводится как «змей», то есть нечистое животное, которое может осквернить одежду, пищу и самого человека. После осквернения любой правоверный обязан совершить очищение. Существуют специальные правила, что делать в таких случаях.

Есть хадисы, где говорится, что ангелы не войдут в дом, если там есть собака.

Сообщается, что Аиша сказала: «Однажды Джибрил, мир ему, пообещал посланнику Аллаха, ДбеАип, что придёт к нему в определённое время, но когда это время настало, он не явился». Аиша сказала: «И он отбросил посох, который держал в руках со словами: Ни Аллах, ни посланники Его не нарушают обещаний!» -, а потом повернулся и вдруг увидел под своей кроватью щенка. Он спросил: «Когда он вошёл?». Я сказала: «Клянусь Аллахом, я не знала о нём!». И по его велению этого щенка вывели, после чего к нему явился Джибрил, мир ему. Посланник Аллаха, ДбеАип, сказал: «Ты обещал мне, и я ждал тебя, а ты не пришёл ко мне!». 0н сказал: «Мне не давала сделать это собака, которая находилась в твоём доме, ибо, поистине, мы не входим ни в один дом, в котором есть собака или изображение». (Муслим). По преданию собака укусила пророка, за это ее прокляли. Однако, в Коране об этом не сказано.

Как мусульмане относятся к борзым. 

В то же время, есть знаменитые арабские породы собак, например, салюки (слуги) — и другие борзые. В эмиратах они пользуются невероятным успехом, их возят с собой на седлах и выпускают лишь при приближении к дичи.

В восточных странах существует красивая легенда о происхождении борзой собаки.

Борзые служат предметом нежных забот для женщин-мусульманок. На зиму они шьют им теплые покрывала. На лето — легкие плащи, чтоб предохранить их от назойливости мух и других насекомых. Все это делается со вкусом, изяществом и даже некоторой роскошью. Борзой делается особая постель, кормят ее питательной, но не тяжелой пищей, главное основание которой составляет мясо.

Арабы дают своим борзым также финики в виде теста и верблюжье молоко, по мнению бедуинов, имеющие свойство укреплять легкие и сообщать скачке собак большую легкость.

О ценности борзой говорится даже в Коране. В средние века каждый хозяин настолько дорожил своей борзой, что у собаки на передней ноге выжигалось тавро — знак владельца, чтобы собаку можно было найти.

Существует и арабское изречение:»Хороший сокол, быстрая собака и благородный конь дороже, чем двадцать жен».

У татар, живущих в Добрудже, постель борзой устраивается на верхушке крыши, рядом с гнездом аиста, который почитается как птица, приносящая благополучие дому. Собака поднимается в свое отделение по особо приспособленной для этого лестнице. Над постелью ее делается иногда даже зонтик из камыша, чтоб защищать ее от солнца. В этом уютном помещении она отдыхает спокойно, здесь не тревожат ее блохи и разные насекомые, которые мешают обыкновенно собаке спать, отчего слабеют ее силы и падает энергия».

Нечистыми собаки считаются только в шиизме. В суннитском Исламе этого нет, во всяком случае, так сказал Моххамед.

Православие

В христианстве, а в частности в православии, все твари – Божьи. Относиться к любому живому существу с негативом, обращаться жестоко, уничижать – большой грех. Логично, что многих православных христиан возмущает, почему церковь против собак и против их нахождения в доме, Божьем и людском.

Но еще большим грехом, чем жестокость по отношению к животным, считается поклонение кому-либо и чему-либо, помимо Бога (возлюби Бога своего больше чем отца и мать, больше жизни своей). А собаку за ее преданность, помощь человечеству и схожесть с человеком очень легко полюбить сильнее, чем ближнего своего. Именно из этих опасений церковь относится к собакам, как к нечистым животным. Суть нечестивости не в том, что собака якобы не от Бога, в чем-то провинилась и т.п. Это искаженное, псевдо-православное восприятие. Нечестивое животное то, к которому человек относится неправильно, с чрезмерной жесткостью или, наоборот, чрезмерным трепетом. Нечестивым животное делает человек, а вот по своей природе любая тварь – от Бога. Негативное отношение церкви к собакам – всего лишь реакция на слишком явную симпатию людей к этим животным.

По части запрета на нахождение собаки в доме единого мнения нет. Многие священнослужители самых высших чинов держат собак даже в спальнях, и не считают это грехом. Собака в доме православного – это естественно, как естественна любовь ко всему живому. Грех – ставить собаку на один уровень с человеком, возвышать ее, считать равной своим детям и родителям. Кстати, в священных писаниях нет прямого или косвенного запрета на содержание собак в доме или на присутствие собак в стенах храма.

Тогда почему собакам нельзя в церковь, почему священники отказываются окроплять дома, в которых живут собаки? Как сказал Отец Владимир Лапшин – это мнение человека, и я не осуждаю его. Подобные запреты – личная точка зрения отдельного священника, дань культурным традициям, но не следование канонам (как и не противоречие им). Собаки и церковь несовместимы в силу ряда особенностей этих животных. В храме царит благостная атмосфера, тишина и покой, а собака может в любой момент залаять, пометить святыню, оставить кучу у алтаря. Согласитесь, такое поведение абсолютно неуместно в доме Господнем.
Однако в целом современная церковь относится к собакам как к животным полезным и нужным. Многие священнослужители устраивают на территориях храма приюты для бродячих животных, привлекают сирот для ухода за собаками, учат детей бережному отношению к любым животным. Но рай для собак недоступен, как и для других зверей – только у человека есть Дух, частица Божья. Однако не возбраняется просить у Бога избавления от мучений для своего питомца, хотя священники говорят, что просить надо не за собаку, а за людей, которые могут ей помочь: «Если собака заболела, молите у Бога, чтобы он направил ветеринара, помог ему спасти вашу собаку. Но не просите Бога о душе заболевшей или умершей собаки, ибо только Дух человека бессмертен».

Какое мясо едят мусульмане

Поскольку стрежнем веры ислама является сострадание и милость, то в основе всех предписаний мусульманской религии лежит стремление к благому деянию по отношению ко всем верующим, и не всегда ограниченный способностями и возможностями разум мусульманина способен на то, чтобы осознать причину и конечную цель каждого исламского религиозного предписания.

По шариату, установлена разница между животными мертвыми и живыми, и мертвечина, то есть мясо мертвого животного, была объявлена исламским законом запретным, то есть харам. Мусульманину не дозволяется есть мертвечину, то есть мясо тех животных, которые умерли естественной смертью либо были убиты без соблюдения мусульманской традиции: животное, которое было убито без упоминания имени Бога, которое убили посредством удушения, либо его убило другое животное, либо его гибель произошла в результате несчастного случая.

В Священной Книге Коран сказано определенно, что свинья – животное, чье мясо употреблять в пищу мусульманину нельзя категорически, и никакие компоненты туши свиньи есть нельзя и использовать в мясомолочном производстве тоже запрещено.

Также ряд животных установлены шариатом как вредные для мусульманина, и шариат запрещает есть их мясо. Мусульмане не едят собак, свиней, кошек, ослов, жаб, змей и рептилий, а также хищников: тигров, волков, львов, хищных птиц типа орла, ястреба, сокола запрещено есть по исламу.

Данные запреты распространяются как на само мясо, так и на жир, а также на вспомогательное сырье и на материалы для изготовления продукции вроде натуральных колбасных оболочек или желатиновых загустителей.

Раньше собаки были добрее

Любопытно, что арабский путешественник Ахмад ибн Фадлан аль-Багдади, побывавший в X веке в Волжской Булгарии, отметил совершенно иное отношение булгар, которые являются предками татар, к собачьему вою. По его воспоминаниям, булгары считали вой собаки счастливым предзнаменованием, означавшим удачный, урожайный год. «Я видел, – писал араб, – что они… радуются ему и говорят о годе изобилия, благословения и благополучия».

И действительно, подобные суеверия живы в некоторых регионах России до сих пор. Например, в Чувашии девушки во время зимнего праздника сурхури гадают на жениха и слушают землю, и если услышат собачий лай, то это к хорошему жениху и скорому, благополучному замужеству.

Суеверие, по которому вой предвещает хороший, спокойный год есть и волжских татар, но оно касается волчьего, а не собачьего воя, и видимо, восходит к культу волка, который был ранее распространен среди тюркских воинов. На этот счет даже существует поговорка: про успешного человека говорят, что «его волк воет» (буресе улый).

Исследователь Гамирзан Миргазянович Давлетшин подтверждает, что подобная примета сохранилась у поволжских татар и сейчас: некоторые старики верят, что собачий вой – к удаче, а встретить собаку, молча бегущую по своим делам – не к добру.

Подтверждает существование подобного суеверия и Лаврентьевская летопись. По ней перед боем с венграми хан половцев, Боняк, слышит вой волчьей стаи и говорит своему союзнику – русскому князю Давиду, что их ждет победа.

Скорее всего, собака и волк в представлениях язычников смешивались, и тысячу лет тому назад с этими животными были связаны совсем иные суеверия. Собак почитали волжские и дунайские булгары, чуваши, тюрки. В зороастризме собаки принимали участие в ритуалах, а убийство этого животного было запрещено даже в том случае, если оно было больно бешенством. Собак как верных помощников защищали указы казахского хана Тауке, жившего в XVII веке, который приравнивал жизнь охотничьей собаки к жизни невольника.

Позже, возможно, под влиянием иудаизма и ислама, собака стала олицетворять нечистоту, и в суевериях оказалась связана со смертью.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий