Что означает египетская богиня с головой кошки. почему в египте кошка

Город священного крокодила

Египетский город Крокодилополис был религиозным центром культа, посвященного богу Собеку, изображавшемуся в виде человека с головой крокодила. В этом городе египтяне держали священного крокодила. Люди со всех концов съезжались, чтобы взглянуть на него. Крокодил был увешан золотом и драгоценностями, и его обслуживала группа священников.

Люди приносили в качестве подарков еду, и священники, открывая крокодилу рот, заставляли его ее съесть. Они даже вливали в его открытый рот вино. Когда крокодил умирал, его тело заворачивали в тонкую ткань, мумифицировали и хоронили с большими почестями. После этого в качестве священного животного выбирали другого крокодила.

История породы кошек египетская мау

История породы египетских кошек началась в начале 20-ого века, когда фелинологов из разных стран начали интересовать аборигенные кошки из Египта. Планы ученых досконально изучить этот вид кошек прервала Вторая мировая война, которая почти полностью уничтожила представителей новой породы.

Ситуацию спасла российская благотворительница и фрейлина Наталья Трубецкая, которая владела итальянским питомником, где содержались египетские мау. В 1953 году княгиня впервые показала на выставке породу, а позже организовала питомник под названием «Фатима», который базировался в США. Там женщина продолжила разведение новой породы.

На фото представитель породы «египетская мау» – ещё один подарок любителям экзотики

Американцам очень понравились египетские кошки и селекция породы получила новый виток в развитии благодаря интересу американских фелинологов. В качестве основы ученые взяли образ кошачьих из Древнего Египта, в результате их скрещивали с другими породами, в частности с американской короткошерстной кошкой. Окончательно «египетская» линия кошек данной породы сформировалась в питомниках через привоз бездомных египетских кошек в конце 90-х прошлого века. До этого ей предшествовала «индийская» линия кошек-мау, которая была получена путем скрещивания аборигенных индийских кошек, которые имели бронзовый окрас с выраженным рисунком.

В Европе кошек породы разводят с 1988 года, но американские заводчики ограничивают ввоз этих животных. В России насчитывается не более пяти питомников, где разводят египетских мау. Окончательно порода была признана в 1992 году.

Словом «мао» древние египтяне называли бога солнца Ра

Уход за египетскими кошками

Уход за египетскими кошками не имеет специфики. Главное, он должен быть регулярным. Если человек организованный, он может включить уход за питомцем в свой график. Неорганизованный – просто помнит о нем всегда. Надо взять за правило соблюдение режима питания и предоставлять мау возможности для физических упражнений.

Учитывая подвижность египетской кошки и пристрастие ее к прыжкам, полезно предпринять меры по защите от опасности упасть и получить травмы. На окна или лоджию надо поставить сетки, препятствующие их выпадению. Сейчас имеется большой выбор так называемых «сеток антикошек».

Мау надо контролировать, как маленького ребенка. Помещения, где идет ремонт или какие либо производственные работы, следует надежно закрывать, чтобы шустрый зверек не успел просочиться. В любой момент он может выскочить во входную дверь и оказаться на опасной улице.

Вам будет необходимо проводить следующие мероприятия по уходу:

  • Вычесывание не чаще одного раза в неделю;
  • Чистка зубов;
  • Проверка ушей на наличие мусора или признаков инфекции. Чистка от накоплений серы;
  • Лоток должен быть приведен в порядок сразу после использования;
  • Не забывать ставить воду в достаточном количестве.

Простое наблюдение за поведением питомца может выявить симптомы проблем со здоровьем. Возможно, это будет временное явление, следствие простого ушиба или переедания. Или котик вытащил из помойного ведра и съел что-то неподходящее для своего организма.

Изменения в поведении, нарушения пищеварения, одышка, хромота – не причины, чтобы срочно лететь к ветеринару. Но если они проявляются интенсивно, прогрессируют или продолжаются более суток, то надо обратиться к врачу. И нельзя забывать об обязательной кастрации не племенных кошек.

Священные быки в храме и на полях

Поскольку в древности жители берегов Нила кормились главным образом за счёт плодов земледелия (ежегодные разливы великой реки создавали к этому необходимые предпосылки), то при полевых работах им невозможно было обойтись без надёжной тягловой силы, обязанности которой исполнял бык. Соответственно той роли, которую он играл в жизни целого народа, ему отводилось одно из главенствующих мест среди прочих обожествлённых представителей животного мира.

Наиболее почитаемое священное животное Древнего Египта — это бык по имени Апис, регулярно выбираемый жрецами из сотен других животных. Его культ был столь велик, что избраннику отводили место в храме бога плодородия Птаха, находившегося в Мемфисе. Там этот баловень судьбы жил, благосклонно принимая возносимые ему почести, что, впрочем, не избавляло его собратий от тяжёлого каждодневного труда под палящим солнцем.

Египетские кошки

Сервал

Известно о представителях трёх видов из мелких диких кошачьих, живших в Древнем Египте.

Дикая ливийская, иначе африканская кошка или степная (felis silvestris lybica) — наиболее распространённая. Подвид, который можно обнаружить в Африке, за исключением Сахары и тропических лесов, а также на Ближнем и Среднем Востоке. Её размер колеблется от 50 до 70 см, а вес — от 3 до 7 кг. Внешне напоминает короткошёрстную домашнюю кошку, но отличается более крупным размером и удлиненными конечностями. Преимущественно ночное животное, охотящееся в сумерках или ночью. Днём прячется в норах или под деревьями, укрываясь от жары.

Камышовый кот или хаус (felis chaus) — мелкая дикая кошка, живущая на влажных территориях (её можно обнаружить во многих местах вплоть до Азии). Намного крупнее, чем дикая ливийская кошка, но с более короткими лапами, её размер достигает от 60 до 75 см, а вес — от 10 до 15 кг. У неё длинная и тонкая морда, чёрные кисточки на ушах. Шерсть — густого терракотового цвета, с чёрными полосками на лапах.

Сервал (felis serval) — это кошка, родом из Нубии (её можно обнаружить от Юга Сахары до Южной Африки). Преимущественно ночное животное, живёт в саванне. Средний размер — примерно 70 см, вес колеблется от 14 до 18 кг, обладает приподнятым телом на длинных лапах. Шерсть покрыта пятнами дикого коричневого цвета, которые просветляются ближе к животу. У неё большие уши, маленькая голова и большие глаза.

1.

Гарем священного быка
Как часть древнейшего культа животных у египтян почитался бык. Они считались божеством, сошедшим на землю. Из всех быков по особым приметам выбирали одного, который в дальнейшем выполнял роль священного быка по имени Апис. Он обязательно должен был быть черного цвета с особыми белыми отметинами.
Жил этот бык в Мемфисе, в особом «священном хлеву» при храме. Ему обеспечивали такой уход, о котором многие люди даже не могли мечтать мечтать, кормили и почитали, как бога, даже содержали для него гарем коров. В день рождения Аписа устраивались праздники, в жертву ему приносили быков. Когда Апис умирал, его хоронили с почестями и приступали к поискам нового священного быка.

Кошки в повседневной жизни

В древности египтяне называли кошку ономатопеей «миу», которая имеет транскрипцию «miw» для мужского рода и «miwt» для женского (в русском языке присутствует схожая ономатопея в глаголе «мяукать»).

Длительное время именно Египет считался местом одомашнивания дикой ливийской кошки, но сейчас учёные располагают свидетельствами того, что в регионе «Плодородного полумесяца» и на Кипре кошка была одомашнена намного ранее. Предположительно, одомашнивание кошки в Египте произошло в течение III тысячелетия до н. э. До того, как стать домашним любимцем, ценящимся за свою мягкость, грациозность и беззаботность, кошка, прежде всего, стала оберегающим животным. Охотясь на мелких грызунов, они оберегали амбары, где египтяне хранили свою провизию (прежде всего — пшеницу), жизненно важную для этого сельскохозяйственного народа. Охотясь на крыс, кошки устраняли источник серьёзных заболеваний (таких как чума). Наконец, охотясь на змей (обычно рогатых гадюк), они делали близлежащие окрестности более безопасными.

На особое место кошек в ряду животных, почитаемых Египтянами, обращал внимание ещё древний грек Геродот (ок. 484 — ок

425 до н. э.). «Отец истории» писал в своей «Евтерпе»:

По Геродоту, к каждым священным животным (включая кошек) египтяне назначали для ухода за ними особых служителей, мужчин и женщин. Должности эти переходили по наследству от отца к сыну. Своё благоговение перед священным животным египтяне выражали следующим образом: «После молитвы богу, которому посвящено данное животное, они стригут своим детям всю голову, половину или только треть головы, и затем взвешивают волосы на серебро. Сколько веса серебра потянут волосы, столько они отдают служительнице, а та за это нарезает рыбы в пищу животным». Умышленное убийство какого‑нибудь из священных животных в те времена каралось смертью; неумышленное — уплатой виры, установленной жрецами.

Спустя 400 лет, в 60 году до н. э., Диодор Сицилийский стал свидетелем расправы толпы над виновником неумышленного убийства кошки: римская повозка случайно переехала египетскую кошку и, вопреки порядкам фараона Птолемея XII, египетский солдат убил возчика («Один римлянин убил кошку, и сбежалась толпа к дому виновного, но ни посланные царём для уговоров власти, ни общий страх, внушаемый Римом, не мог освободить от мести человека, хотя он и совершил это нечаянно»).

Тысячи мумий кошек, обнаруженных на кошачьих кладбищах, наводят нас на мысль о том, что они были наиболее популярными животными в Древнем Египте. Однако большое количество обнаруженных мумий кошек может также объясняться их малым размером (легче похоронить кошку, чем быка). Во дворцах кошки были домашними животными, которых содержали в роскоши. Когда кошка уходила из жизни, её хозяева в знак траура сбривали себе брови. Траур длился семьдесят дней, что соответствует срокам мумификации как человека, так и кошки. Кошка в виде статуэтки или рельефа, нанесённого на саркофаг, может «сопровождать» своего хозяина в загробную жизнь. Изображения кошки также можно найти на многочисленных вазах, драгоценностях и посуде, равно как и на рисунках (под местом женщины, как защитный символ).

В 1888 году египетский феллах наткнулся на большую гробницу, содержавшую огромное (около 80 000) количество мумифицированных кошек. Она относилась к некрополю Бени-Хасана — города, построенного во времена XII и XIII династий Среднего царства.

Культ крокодилов

В Древнем Египте крокодилы отождествлялись с Себекой — богом Нила и его глубоких вод. Люди считали, что они управляли приливами и отливами реки. От этих факторов зависело плодородие земель.

Египетские кошки


Сервал Известно о представителях трёх видов из мелких диких кошачьих, живших в Древнем Египте.

Дикая ливийская, иначе африканская кошка или степная (felis silvestris lybica

) — наиболее распространённая. Подвид, который можно обнаружить в Африке, за исключением Сахары и тропических лесов, а также на Ближнем и Среднем Востоке. Её размер колеблется от 50 до 70 см, а вес — от 3 до 7 кг. Внешне напоминает короткошёрстную домашнюю кошку, но отличается более крупным размером и удлиненными конечностями. Преимущественно ночное животное, охотящееся в сумерках или ночью. Днём прячется в норах или под деревьями, укрываясь от жары.

Камышовый кот или хаус (felis chaus

) — мелкая дикая кошка, живущая на влажных территориях (её можно обнаружить во многих местах вплоть до Азии). Намного крупнее, чем дикая ливийская кошка, но с более короткими лапами, её размер достигает от 60 до 75 см, а вес — от 10 до 15 кг. У неё длинная и тонкая морда, чёрные кисточки на ушах. Шерсть — густого терракотового цвета, с чёрными полосками на лапах.

Сервал (felis serval

) — это кошка, родом из Нубии (её можно обнаружить от Юга Сахары до Южной Африки). Преимущественно ночное животное, живёт в саванне. Средний размер — примерно 70 см, вес колеблется от 14 до 18 кг, обладает приподнятым телом на длинных лапах. Шерсть покрыта пятнами дикого коричневого цвета, которые просветляются ближе к животу. У неё большие уши, маленькая голова и большие глаза.

Пернатые боги Египта

Другим весьма почитаемым представителем египетской фауны была птица ибис, считавшаяся одним из земных воплощений бога мудрости Тота, изображавшегося всегда с её головой и человеческим туловищем. По верованиям древних египтян, именно он являлся создателем письменности и литературы. В лучах славы бога-мудреца купалась и эта набольшая птичка, наделённая природой длинным изогнутым клювом. Согласно закону тех лет, виновный в её гибели подлежал суровому наказанию вплоть до смертной казни, а его жертва бальзамировалась.

В пантеоне пернатых египетских божеств почётное место отводилось также соколу. В ранний период истории он отождествлялся с Гором — богом неба, солнца и царственности. До наших дней сохранилось немало его изображений в виде человеческой фигуры с головой сокола или крылатого солнца. На более позднем этапе египетской истории сокол стал ассоциироваться с понятием человеческой души-Ба, представлявшей собой совокупность его эмоций и чувств.

При жизни человека она могла свободно путешествовать как по миру снов, так и тёмными лабиринтами царства мёртвых. Через некоторое время после смерти своего хозяина душа-Ба впадала в летаргический сон. В представлении египтян, она имела вид сокола с человеческой головой, чем отличалась от изображений бога Гора.

Описание породы

В период активной работы с породой, в связи с очень ограниченным генофондом, селекционерам позволялось вносить в породу как диких животных родом из Каира и Дели, так и кошачьих других пород. Благодаря их усилиям, египетские мау сегодня наслаждаются крепкой и здоровой жизнью, практически свободной от кардиомиопатии, астмы и ряда других проблем, которые преследуют аборигенных кошек.

Темперамент также был проблемой во многих ранних линиях разведения, однако, тщательная селекция способствовала значительному улучшению и этой черты мау.

Описание породы мау в различных ассоциациях трактуются с небольшими отличиями, но основной стандарт характерных черт породы единый.

Стандарт египетской мау

  • Тело: средней длины, грациозное, с хорошо развитой мускулатурой. Свободный кожный лоскут сбоку, протянут от живота до колена задней ноги. Он позволяет кошке делать очень широкий шаг, что обеспечивает ее высокой скоростью передвижения и отличной прыгучестью. У взрослых особей мужского пола мускулистые шея и плечи.
  • Голова: слегка закругленный клин без плоских поверхностей, средней длины. Ненаполненные щеки. Профиль имеет плавный контур, с небольшим подъемом от переносицы ко лбу. Ширина носа равномерная.
  • Уши: от среднего размера до большого, бдительные, широкие у основания и умеренно заостренные на кончиках, продолжают форму головы. Шерсть на ушах короткая и плотно прилегает. Внутреннее ухо нежное, почти прозрачное, раковина розовая. Могут быть с кисточками.
  • Глаза: большие, миндалевидной формы, с легким наклоном к ушам. Цвет глаз светло-зеленый. Другой цвет глаз считается дисквалифицирующим пороком. У котят учитывается возможность изменения цвета глаз: оттенок меняется на зеленоватый к восьми месяцам и полностью зеленый цвет глаз должен сформироваться к полутора годам.
  • Конечности и лапы: пропорциональны телу. Задние ноги пропорционально длиннее, что создает видимость стояния на цыпочках в вертикальном положении. Лапки маленькие и изящные, слегка овальные, почти круглой формы. Пять пальцев спереди и четыре сзади.
  • Шерсть: густая, плотная, блестящая, короткая, прилегающая к телу.
  • Окрас: серебро с пятнами, бронзовый с пятнами и дым с пятнами. Пятна контрастные, дублируются на коже. Черный окрас не используется в разведении.

Здоровье

Заводчики старались обогатить генофонд мау с целью решения проблем здоровья и для улучшения качества жизни. В случае египетского мау это следующие проблемы со здоровьем:

  • кардиомиопатия (болезнь сердца);
  • подвывих коленной чашечки;
  • дистония;
  • астма.

За исключением указанных заболеваний, мау считаются достаточно крепкими и здоровыми, при хорошем уходе могут прожить до 16 лет.

Интересные факты об египетских кошках

Имя «мау» на древнем египетском языке означало «кот», так же называли и самого бога солнца – Ра. Об уважении, которое египтяне питали к кошкам, свидетельствует сицилийский историк Диодор. В 1 г. до н.э. солдат римской армии, захватившей Александрию, убил кошку. Видевшие это египтяне пришли в такую ярость, что несмотря на угрозу для собственной жизни, они схватили и казнили убийцу.

Египетские кошки могут развивать самую большую скорость среди всех пород — 58 км/час. Для сравнения такую же скорость развивает леопард, у льва она равняется 70 км/час, у тигра – 80 км/час, а самое быстрое млекопитающее, гепард достигает скорости 120 км/час.

У мау отмечают манеру, свойственную разным кошкам — они трогают воду, прежде чем пить. Чем обусловлено такое поведение, не выяснено. Предполагают, что кошка определяет расстояние до воды, чтобы не макнуться с размаху, или им нравится играть с водой. Или они предпочитают облизывать воду с лапки, чтобы следить за окружающими. Но как объяснить, что некоторые делают роющие движения, цепляя емкость с водой за края?

С 2004 по 2019 гг. существовала общественная организация по спасению египетских кошек (EMRO) с приютом в Каире. В приют принимали мау, родившихся на Ближнем Востоке с целью устройства их в «добрые руки» разных стран. Организация так же занималась просветительской деятельностью, информируя население о кошках в Египте и во всем мире. Приют закрылся, когда последний питомец EMRO отправился в Германию.

Строго говоря, кошек EMRO нельзя называть египетскими мау — это египетские «дворяне» без родословных и с породистыми мау их объединяет только регион происхождения. Получить статус породистого и допуск на размножение в системе CFA, сможет только их четвертое поколение после оценки экспертами. Второе и третье поколение могут претендовать только на класс петов.

Возникновение культа кошек

Сейчас сложно объяснить всю глубину поклонения кошке, которую описывает египетская . Если свести к простейшему, то можно говорить о том, что люди, жившие в те времена, ассоциировали ее со своим жилищем, любовью, браком и, конечно же, своего рода защитой от дьявола.

Как рассказывается в документальном фильме «Кошки Египта: от божества до убожества», эти животные были привезены из Нубии. Прежде чем стать обычными одомашненными животными, которых люди обожают за доброту, мягкость и грацию, кошки были защитницами. Они охотились на мелких грызунов и тем самым спасали провизию, хранящуюся в амбарах. Кошки – переносчиков заразы, например, чумы, и этим предотвращали эпидемии.

Когда Египет превратился в могущественное государство, основу его благополучия составляли зернохранилища. Доверху наполненные пшеницей, они служили гарантом благополучия. Целых четыре месяца, когда Нил разливался, можно было не бояться голода. Для обеспечения сохранности зерна и требовались коты, безжалостно истребляющие крыс и мышей.

Увеличивающиеся под воздействием света кошачьи зрачки египтяне ассоциировали с движением бога кошек Ра на колеснице по небесным рекам, а горящие в темноте глаза животного – со знамением огненной колесницы. Когда солнце всходит – глаза кошки становятся меньше, когда клонится к закату – увеличиваются.

READ Диагностика и лечение опухолей челюсти у кошек. Карцинома у кошки: разновидности страшной патологии

Орган зрения этого уникального животного египтяне сравнивали с двумя уменьшенными солнцами. Для людей они были мистическими окнами в другой мир, доступа в который простые смертные не имели.

Во времена Древнего Египта кошки считались пришельцами из загробного мира, поэтому жилище, в котором обитало это животное, никогда не потревожит темная сущность. Почему? Потому что кошки чувствуют их и видят даже в темноте, они никогда не впустят никого в тот дом, который они охраняют от дьявола.

Бесстрашный мангуст

После разговора о змеях уместно вспомнить ещё одно священное животное Древнего Египта, имеющее к ним самое прямое отношение — мангуста. В Египте эти маленькие хищники водились в изобилии и легко приручались. Часто их держали в качестве домашних животных. Египтянам импонировала та отвага, с которой они бросались на кобр.

Поскольку змеи, как было сказано выше, воспринимались в качестве носителей не только доброго, но и злого начала, считалось, что мангусты истребляют именно тех из них, которые исполнены дурных намерений. За это маленькие зверьки пользовались всеобщим почитанием и также причислялись к священным животным.

Почитание мангуста имело столь широкий размах, что до сего дня среди руин храмовых комплексов встречаются возведённые в их честь памятники. Кроме того, при раскопках на территории Египта обнаружено немало бронзовых изваяний, а также нательных амулетов с изображением зверька. Считалось, что этот аксессуар способен защитить от укуса змей.

Кошки в египетской мифологии


Статуя египетской богини Баст с головой кошки Египет не всегда был единым целым. Изначально существовало множество номовых государств, в каждом из которых существовал собственный культ животных.

Животных приписывали тому или иному человеку, в зависимости от его качеств, умений, мужества и т. д. Когда племена или отдельные люди одерживали победу, они были вправе требовать от поверженных поклонения тотему победителей. Египтяне относились к богам не просто как к духам, а как к разумным воплощениям, способным превращаться в любое существо или предмет.

С кошачьими в египетской мифологии ассоциировалось большое количество божеств. С львицами отождествлялись Сехмет, Тефнут, Мафдет и нубийская Шесемтет. Многие боги, включая Амона, могли изображаться в образе сфинкса; некоторые — непосредственно как львы (например, двуглавый лев Акер). В 17-й главе «Книги мертвых» один из важнейших богов египетского пантеона, бог солнца , выступает в образе рыжего кота, ежедневно повергающего змея Апопа. Баст, богиня с головой кошки, изначально считалась оберегающей, воинственной львицей. Её образ с течением времени претерпел изменения: она начала отождествляться с приручёнными кошками, лояльными, но дикими.

С того самого времени, когда кошек начали отождествлять с Баст, их стали мумифицировать. Почести, получаемые ими посмертно, отражали то, что они воплощали в течение каждого дня своей жизни. Греческий историк Геродот описывал, как египтяне бросались в пылающие дома, чтобы убедиться, что внутри нет ни одной кошки. Также Геродот писал, что после смерти кошки семья пребывала в трауре и сбривала себе брови в знак скорби.

Богиня Бастет и ее священные черные кошки

Самым значимым в Древнем Египте был культ богини-кошки Бастет, который длился вплоть до 1 года до н. э.

Считается, что Бастет, праматерь кошек — дочь Осириса и Исиды. Это всевидящая богиня плодородия, солнца, радости, веселья. Была стражницей бога солнца Ра. Древние египтяне связывали ее имя с солнечным и лунным светом, уютом семейного очага, материальным достатком. Египтянки нередко молили, чтобы она послала им удачное замужество и благополучные роды.

Сохранились изображения божества, где она предстает в виде девы с головой кошки или львицы. При этом кошачья голова олицетворяла добрую сторону, львиная — злобную.

Облачена была богиня-кошка в одеяние зеленого цвета. В правой руке богиня держала систрум — музыкальный инструмент, в левой — зеркало (хатор). У ног Бастет неизменно располагались четыре котенка.

Грозная сущность Бастет называется Пшат, которую нередко изображали с крыльями.

Религиозный центр поклонения божеству располагался в городе Бубастис, где, согласно трудам греческого историка Геродота, в то время находился самый красивый храм, жрецы которого служили Бастет и разводили священных кошек черной масти. Именно там можно встретить огромное количество мумифицированных животных.

В центре священного места была расположена грандиозная статуя богини. Каждый год в храме проходило поминовение божественной кошки, на которое собиралось множество людей, празднование проходило масштабно, с большой помпезностью. Так, во время весенних праздников огромную статую выносили из священного места и погружали на ладью, после чего провозили ее вдоль берегов Нила, чтобы все могли отдать дань поклонения божеству.

Слуги богини Бастет принадлежали к определенной касте жрецов, состоящих из знатных людей, занимающих высокие должности при фараоне. Было честью ухаживать за животными, и право на это передавалось по наследству — сын перенимал его от отца. Если жрец пренебрежительно или жестоко обращался с кошками, его сурово наказывали.

Египетская кошка мау — священное животное древнего Египта. Жрецы внимательно наблюдали за божественными животными, ожидая, что они передадут им знак, посланный их покровительницей, чтобы потом истолковать его. Жрецы и знатные люди Египта наносили себе татуировки, на которых изображались священные кошки.

Богиня кошек Баст — символ радости, любви и плодородия

Пожалуй, самый известный «кошачий персонаж» в Египте — богиня кошек по имени Баст, или Бастет (второй вариант произношения), многие из нас её видели хотя бы на картинках в школьных учебниках. Бастет покровительствовавшая красоте, любви и плодородию. Расцвет её культа пришёлся на время между Средним и Новым царством, центром поклонения стал город Бубастис. А посвящённый ей храм Бубастейон был возведён в Саккаре, недалеко от Мемфиса — столицы Древнего Царства.

Священные кошки Египта принимали непосредственное участие в ежегодных торжествах, неудивительно, что в этот период их специально разводили, выкармливая рыбой, выловленной в Ниле, и хлебом, вымоченным в молоке. Простые смертные могли приносить хвостатым свои дары, лишь когда тех выставляли напоказ. Двери храма, в котором стояли корзины с кошками, открывались для всех на второй месяц после того, как разливался Нил. Именно в это время проходили бубастиды — празднества, посвященные Баст как покровительнице урожая.

Коты и религия

В мусульманских странах кошка до сих пор почитается больше других зверей. Белые кошки — единственные животные, которым разрешено заходить в мечеть. Это дань памяти белоснежной Муиззе — любимой кошке самого Пророка Мухаммеда. По легенде, он обожал свою любимицу настолько, что отрезал край рукава, чтобы не будить Муиззу, когда ему нужно было помолиться. Мухаммед завещал правоверным мусульманам заботиться о бездомных котах, и до сих пор рядом с каждой мечетью обитают стаи хвостатых, которых регулярно подкармливают прихожане.

Согласно христианским легендам, кошки холодными ночами согревали младенца Иисуса. А одна из них убила ядовитую змею, которую подослал дьявол, чтобы погубить маленького Христа. В благодарность Дева Мария погладила кошку по голове, и ее рука оставила метку в форме буквы «М». С тех пор кошки с таким узором на голове считаются особенными.

По преданию, Ной взял на свой ковчег каждой твари по паре, но забыл про кошек. Зато на корабле оказались мыши, которые быстро размножались, съедали запасы и прогрызали в корабле дыры. Тогда Ной обратился за помощью ко льву — тот чихнул, и появились кошки, усмирившие наглых грызунов.

Символы удачи

В восточном календаре есть год Кота — это дань уважения японцев и вьетнамцев этому животному. Правда, в Азии кошкам купировали хвосты, считая, что они похожи на змей и являются воплощением зла. Каждый хоть раз видел японский талисман удачи — кошку с поднятой лапкой, ее зовут Манэки-нэко. Согласно древней легенде, император зашел в храм и увидел, как одна из кошек подняла лапку. Восприняв это как приглашение, правитель подошел к мурлыке, и в тот самый момент молния ударила в то место, где император стоял секунду назад.

Другой властитель, султан Бейбарс I, правящий Египтом и Сирией в XIII веке, включил своих котов в завещание и оставил им плодовый сад под Каиром, все доходы с которого шли на корм султанским пушистикам.

Это интересно

Примета первой пускать в новый дом кошку пришла к нам от древних славян. Но это обусловливалось отнюдь не уважением, а верой в то, что, кто первым переступит порог, на того и все напасти. Уж пусть лучше это будет кошка!

Священные кошки в индуизме

В индуизме животные занимают важное место. Говорят, что когда Брахма создал животных, он спрятал определенную тайну в каждом из них, чтобы люди разглядели в них духовное значение

Индусы считают, что в животных могут переходить души предков или предки могут возрождаться в обличии животных. В основном учении индуизма кошки не имеют особого значения, нет практики поклонения им. Тем не менее, они не пострадали от гонений, насилия из-за различных верований, которые предполагали негативное отношение к ним, как например, в средневековой Европе.

Кошек символизируют с обманом и неискренностью. Примером служит каменный барельеф в Махабалипурама (Тамил-Наду), с изображением статуи кота в медитативной позе — стоящего на одной ноге и держащего передние ноги над головой. Несколько крыс молятся ему в ноги

Барельеф создан на основе истории из тантрического текста, который описывает, как кошка, выдавая себя за благочестивого подвижника, удерживала внимание мышей, поедая их между делами, пока они не осознали своего безрассудства

В то же время в индуизме имеет место быть древняя школа теизма, известная как кошачья школа. Последователи учения основывают своё поведение на примере котёнка, позволяющего матери нести себя за загривок. Они считают, человек должен довериться Богу, который подобно матери-кошке пронесёт их через океан сансары, преодолевая все препятствия.

Убийство кошки считается тяжким грехом, который придётся замаливать и подавать милостыню. Поэтому, несмотря на приписывание этим животным отрицательных качеств, индусы проявляют к ним уважение и позволяют им жить в своих жилищах.

Кошки в повседневной жизни


Мумия кошки (Музей Лувр) В древности египтяне называли кошку ономатопеей «миу», которая имеет транскрипцию «miw» для мужского рода и «miwt» для женского (в русском языке присутствует схожая ономатопея в глаголе «мяукать»).

или

miw

miw

Длительное время именно Египет считался местом одомашнивания дикой ливийской кошки, но сейчас учёные располагают свидетельствами того, что в регионе «Плодородного полумесяца» и на Кипре кошка была одомашнена намного ранее. Предположительно, одомашнивание кошки в Египте произошло в течение III тысячелетия до н. э. До того, как стать домашним любимцем, ценящимся за свою мягкость, грациозность и беззаботность, кошка, прежде всего, стала оберегающим животным. Охотясь на мелких грызунов, они оберегали амбары, где египтяне хранили свою провизию (прежде всего — пшеницу), жизненно важную для этого сельскохозяйственного народа. Охотясь на крыс, кошки устраняли источник серьёзных заболеваний (таких как чума). Наконец, охотясь на змей (обычно рогатых гадюк), они делали близлежащие окрестности более безопасными.


Дж. Р. Вегелин. Погребальный обряд кошки (1886).

На особое место кошек в ряду животных, почитаемых Египтянами, обращал внимание ещё древний грек Геродот (ок. 484 — ок

425 до н.э.). «Отец истории» писал в своей «Евтерпе»:

По Геродоту, к каждым священным животным (включая кошек) египтяне назначали для ухода за ними особых служителей, мужчин и женщин. Должности эти переходили по наследству от отца к сыну. Своё благоговение перед священным животным египтяне выражали следующим образом: «После молитвы богу, которому посвящено данное животное, они стригут своим детям всю голову, половину или только треть головы, и затем взвешивают волосы на серебро. Сколько веса серебра потянут волосы, столько они отдают служительнице, а та за это нарезает рыбы в пищу животным». Умышленное убийство какого‑нибудь из священных животных в те времена каралось смертью; неумышленное — уплатой виры, установленной жрецами.

Саркофаг кошки принца ТутмосаТа-миу (XVIII династия). Каирский музей

Спустя 400 лет, в 60 году до н. э., Диодор Сицилийский стал свидетелем расправы толпы над виновником неумышленного убийства кошки: римская повозка случайно переехала египетскую кошку и, вопреки порядкам фараона Птолемея XII, египетский солдат убил возчика («Один римлянин убил кошку, и сбежалась толпа к дому виновного, но ни посланные царём для уговоров власти, ни общий страх, внушаемый Римом, не мог освободить от мести человека, хотя он и совершил это нечаянно»

).

Тысячи мумий кошек, обнаруженных на кошачьих кладбищах, наводят нас на мысль о том, что они были наиболее популярными животными в Древнем Египте. Однако большое количество обнаруженных мумий кошек может также объясняться их малым размером (легче похоронить кошку, чем быка). Во дворцах кошки были домашними животными, которых содержали в роскоши. Когда кошка уходила из жизни, её хозяева в знак траура сбривали себе брови. Траур длился семьдесят дней, что соответствует срокам мумификации как человека, так и кошки. Кошка в виде статуэтки или рельефа, нанесённого на саркофаг, может «сопровождать» своего хозяина в загробную жизнь. Изображения кошки также можно найти на многочисленных вазах, драгоценностях и посуде, равно как и на рисунках (под местом женщины, как защитный символ).

В 1888 году египетский феллах наткнулся на большую гробницу, содержавшую огромное (около 80 000) количество мумифицированных кошек. Она относилась к некрополю Бени-Хасана — города, построенного во времена XII и XIII династий Среднего царства.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий