Факты о священных животных, которым поклонялись в древнем египте

Ка Осириса

Согласно Манефону, культ Аписа был установлен уже при второй египетской династии царем Кайехом одновременно с культом быка Мневиса в Гелиополе. Вторая династия, как и первая, имела резиденцию в Мемфисе, но родом была из верхнеегипетского Тиниса близ Абидоса, где главным культом был культ Осириса, которому и посвящён Апис. Апис первоначально был только живым символом Осириса, который сам называется образно «быком преисподней». Отсюда следует то утверждение Плутарха, что Апис являлся одухотворенным изображением Осириса. В то же время для народа же он был, по словам Страбона, самим богом, идентичным Осирису. Хотя и Апис, и Мневис в Гелиополе были посвящены Осирису, но первый из них считался быком луны, второй — быком солнца, и первого иногда считали сыном второго. Точно так же, как и Осирис, Апис пребывал в самом близком соотношении с Нилом. Кроме того, из многочисленных примет, которые должен был иметь Апис (Элиан насчитывает их 29), одна должна была означать прибывание воды в Ниле.

Избрание нового Аписа

Когда умирал предыдущий бык, символизировавший Аписа, жрецы отправлялись на поиски нового. По нахождении нового Аписа его отводили в Никополь, где и откармливали в течение 40 дней. Ежегодное празднество Аписа относилось к ежегодному обновлению воды в Ниле. Апису не полагалось жить более 25 лет, и по прошествии этого времени его с известного места низвергали в Нил (его топили в колодце).

По Плутарху, Апис был произведён на свет лучом месяца; между его приметами есть изображение нового месяца, новолуния, да и само число 29 указывает на число дней месяца; при восходе луны жрецы направлялись к Апису. Умершие быки в греческих папирусах называются Озормневис и Озорапис, а 25 лет жизни Аписа указывают на лунный период в египетском солнечном календаре, период, в котором через каждые 25 лет известные фазы луны падали на одни и те же дни. Апис должен был быть чёрным со светлыми отметинами: на лбу — в виде треугольника, на спине — в виде летящего скарабея(жука-навозника) или коршуна.

Апис – бог плодородия в облике быка

Понимание того, кем был Апис, различалось в зависимости от времени и региона. В районе Мемфиса он почитался как отдельное божество. Как бог Апис отвечал за плодородие. Ритуальный бег быка по полям символизировал просьбу об урожае и достатке.

В других областях Египта он считался животным, посвященным Птаху, Ра или Осирису. При этом его почитали в качестве живого символа одного из названых богов. К примеру, связь Аписа с Осирисом проявляется в традиции изображения на саркофагах бегущего священного быка с мумией на спине.

В некоторых районах считалось, что каждое утро, принимая облик коровы, богиня Нут рожала золотого теленка Аписа (солнечный диск), который к вечеру становился её мужем. Это верование отобразилось в многочисленных статуях быка с солнечным диском между рогами.

Поклонение ему возникло ещё в додинастическую эпоху. Такой культ был свойственен едва ли не всем цивилизациям Средиземноморья.

Ибис: священная птица древних египтян


Ибис издавна приобрёл ореол священной птицы, которой восхищались и считали божественной посланницей, как минимум до зарождения иудаизма и христианства. Древние египтяне видели в этом длинноногом представителе царства пернатых воплощение мудрого бога Тота, и поэтому наделяли эту птицу ореолом святости, а древние греки считали ибиса воплощением идеально гармоничных форм.

Родственники аистов

Как бы там ни было, а эти грациозные птицы из немногочисленного семейства ибисовых, в котором насчитывается 25 видов, не могут не восхищать своей красотой и некой аристократичностью, заметной в каждом их движении.


Внешним обликом ибисы, для которых характерна средняя длина тела в пределах от 50 до 110 см, во многом похожи на своих отдалённых родственников – аистов. Они обладают такими же удлинёнными, но при этом более короткими, чем у аистов, тонкими лапами, длинной шеей и небольшой головой с удлинённым, изогнутым дугой клювом, по которому эту птицу легко отличить от иных её пернатых сородичей.


Окраска перьев у разных видов ибисов существенно отличается и может быть как чёрной, так и белой, и даже серой. Но истинными красавцами этого семейства являются представители исчезающего вида алых ибисов, оперение которых блестит на солнце, как капли крови.

Живущие в мангровых зарослях тропических водоёмов

Ибисы распространены на всех континентах, за исключением Антарктиды, преимущественно в тропических и субтропических регионах, а также на юге стран, расположенных в умеренных широтах. Живут эти птицы обычно небольшими колониями (от 30 до 60 пар), нередко смешанными, в которых среди представителей их семейства могут оказаться и ближайшие родственницы – колпицы.


Селятся они обычно возле водоёмов со стоячей водой или же у рек с замедленным течением, предпочитая заросшие манграми или же тростником уголки, где можно укрыться от глаз людских и хищников. Прогуливаясь нередко по побережью в поисках пищи, которой становится всякая мелкая живность, вылавливаемая из ила с помощью длинного клюва, ибисы при возникновении опасности стараются сразу же спрятаться в зарослях или взлететь на верхушку ближайшего дерева.


Свои гнёзда представители этого семейства строят высоко на деревьях, по соседству с иными птицами, используя для сооружения своего жилища ветки, тростник и камыш, растущий на побережье избранных для обитания водоёмов. Если же деревьев поблизости нет, то гнездо сооружается среди зарослей растущих на озере или вблизи реки кустарников.

Стандартная жизнь пернатых однолюбов

Размножаются ибисы раз в год, и брачный период припадает на весну у птиц, обитающих в северных регионах, и на сезон дождей – у видов, обитающих в тропиках. Ибисы моногамны, и, выбрав пару для обзаведения потомства, обе птицы исправно заботятся о выращивании птенцов, попеременно высиживая яйца и занимаясь добычей пропитания для подрастающего поколения.


К стандартной пище ибисов относятся всяческие жучки-паучки, черви и моллюски, но эти птицы не гнушаются и крупной лягушкой перекусить, а также ловят насекомых и не брезгуют падалью, которую могут заприметить на суше. Полакомиться же самими ибисами не против коршуны и ястребы, а среди животных – лисицы, еноты и гиены.


Люди же по-разному относятся к этим птицам. В одних краях за ибисами ведётся неустанная охота, в других – их возносят до ранга священной птицы, но в большинстве случаев представители этого семейства находятся под охраной.

Почитание коров древними египтянами

Всеобщим почитанием на берегах Нила были окружены не только сильные, а порой и весьма агрессивные быки, но и их более миролюбивые подруги. Священная корова всегда являлась неотъемлемым персонажем египетского пантеона богов и никогда не использовалась для жертвоприношений. Объясняется это тем, что, согласно наиболее древним мифам, она являлась постоянной спутницей другой богини – Хатхор, покровительствовавшей женственности, любви и плодородию. Кроме того, священная корова, как и любая другая, снабжала семью молоком, чем, естественно, заслуживала благодарность.

На протяжении веков египетская мифология включала в себя всё новые образы. В более поздний её период пантеон пополнила Великая белая корова Гелиополя, находившаяся под покровительством богини Изиды, так же, как и Хатхор, ведавшей вопросами любви и продолжения человеческого рода. Именно Гелиополя считается матерью священного быка Аписа, резиденция которого находилась в мемфисском храме.

Избрание нового Аписа

Когда умирал предыдущий бык, символизировавший Аписа, жрецы отправлялись на поиски нового. По нахождении нового Аписа его отводили в Никополь, где и откармливали в течение 40 дней. Ежегодное празднество Аписа относилось к ежегодному обновлению воды в Ниле. Апису не полагалось жить более 25 лет, и по прошествии этого времени его с известного места низвергали в Нил (его топили в колодце).

По Плутарху, Апис был произведён на свет лучом месяца; между его приметами есть изображение нового месяца, новолуния, да и само число 29 указывает на число дней месяца; при восходе луны жрецы направлялись к Апису. Умершие быки в греческих папирусах называются Озормневис и Озорапис, а 25 лет жизни Аписа указывают на лунный период в египетском солнечном календаре, период, в котором через каждые 25 лет известные фазы луны падали на одни и те же дни. Апис должен был быть чёрным со светлыми отметинами: на лбу — в виде треугольника, на спине — в виде летящего скарабея(жука-навозника) или коршуна.

После «божественной» жизни — смерть в колодце

Мумия Аписа. Розенкрейцеров музей, Сан-Хосе, Калифорния, СШАПо возрениям египтян, бог всегда должен пребывать только в здоровом и могучем теле. Одряхлевший бык уже не мог выполнять божественные функции. По сведениям, дошедших от греческих авторов (о культе Аписа писали Геродот, Страбон, Элиан, Диодор), если животное доживало до 25 лет, то его ритуально умерщвляли (топили в священном колодце).

Сразу после этого начинались поиски нового воплощения Аписа в живого быка. Умершего же священного быка у древних египтян хоронили как человека самого высокого ранга: внутренности извлекали и складывали в канопы (специальные сосуды для хранения внутренностей), а тело мумифицировали.

Хоронили их мумии в огромных каменных саркофагах в специальном склепе Серапиуме близ Мемфиса. Вес отдельных гранитных саркофагов достигает 80 тонн. Раскопки Серапеума проводились французским археологом Ф. О. Мариетом. Мариет обнаружил 64 мумии священных быков древних египтян. Он установил, что отдельные захоронения стали производиться при сыне Рамсеса II, Хами, который был жрецом Аписа. До этого захоронения проводились в Саккаре.

Благодаря традиции посвещать каждому умершему быку стелу с датами его жизни (привязанными к годам правления фараона) ученым удалось разгадать тайну хронологии Египта, начиная от XXVI династии до греческого периода.

При Птолемеях произошло полное слияние Аписа и Осириса в единое божество – Серапис.

Также интересно будет посмотреть:

Ра — бог солнца у египтян

Письменность древних египтян

Меримутеф — бог мертвых

Жук, повторяющий путь солнца

И наконец, совершенно невозможно представить Древний Египет без жука-скарабея, ставшего живым символом этой уникальной цивилизации. Такой чести он удостоился благодаря своей особенности перекатывать с востока на запад изготовленные им навозные шары.

Делает он это до тех пор, пока вкраплённые в навоз яйца не созреют и личинки не появятся на свет. Египтяне, полагавшие, что таким образом трудолюбивый жук повторяет путь солнца, считали его символом созидательной энергии этого небесного светила.

Характерно, что своего верховного бога Хепри – творца мира и людей – они изображали в виде человека со скарабеем вместо головы. Всемерному прославлению этого в общем-то обычного жука-навозника способствовало также поверье, согласно которому он, как и лягушка, обладал способностью самозарождения и, подобно ей, наведываясь в царство мёртвых, помогал там воскреснуть всем новоприбывшим.

Божество, олицетворяющее Нил

Нил играл важную роль в жизни Египта. Поэтому неудивительно, что в представлении египтян бог Нила исполнял много полезных функций. В первую очередь он был покровителем урожая. Ежегодный разлив Нила, приводивший к появлению плодородного ила, считался пришествием Хапи.

Египтяне верили, что благодаря стараниям этого божества берега не засыхали, поля давали щедрые урожаи, а на лугах росла сочная трава. Именно Хапи считался творцом зерна. А ещё он поддерживал космос в равновесии.

У Хапи было много почетных титулов. Его называли: «отец богов», «повелитель рыб и болотных птиц», «повелитель реки». О происхождении имени Хапи известно мало. По одной из версий, в глубокой древности так именовали реку Нил.

В отличие от многих других представителей египетского пантеона Хапи считался щедрым и добрым богом. Он символизировал изобилие, богатство, благополучие и плодородие. Назвать человека «богатым, как Хапи» означало признать его влияние, достаток и силу.

Согласно легенде этот бог возник из первобытного океана Нун. Женой бога Нила являлась покровительница земли. В Верхнем Египте эту роль исполняла богиня Нехбет, а в Нижнем Египте – богиня Уаджит.

Кошки в повседневной жизни

В древности египтяне называли кошку ономатопеей «миу», которая имеет транскрипцию «miw» для мужского рода и «miwt» для женского (в русском языке присутствует схожая ономатопея в глаголе «мяукать»).

Длительное время именно Египет считался местом одомашнивания дикой ливийской кошки, но сейчас учёные располагают свидетельствами того, что в регионе «Плодородного полумесяца» и на Кипре кошка была одомашнена намного ранее. Предположительно, одомашнивание кошки в Египте произошло в течение III тысячелетия до н. э. До того, как стать домашним любимцем, ценящимся за свою мягкость, грациозность и беззаботность, кошка, прежде всего, стала оберегающим животным. Охотясь на мелких грызунов, они оберегали амбары, где египтяне хранили свою провизию (прежде всего — пшеницу), жизненно важную для этого сельскохозяйственного народа. Охотясь на крыс, кошки устраняли источник серьёзных заболеваний (таких как чума). Наконец, охотясь на змей (обычно рогатых гадюк), они делали близлежащие окрестности более безопасными.

На особое место кошек в ряду животных, почитаемых Египтянами, обращал внимание ещё древний грек Геродот (ок. 484 — ок

425 до н. э.). «Отец истории» писал в своей «Евтерпе»:

По Геродоту, к каждым священным животным (включая кошек) египтяне назначали для ухода за ними особых служителей, мужчин и женщин. Должности эти переходили по наследству от отца к сыну. Своё благоговение перед священным животным египтяне выражали следующим образом: «После молитвы богу, которому посвящено данное животное, они стригут своим детям всю голову, половину или только треть головы, и затем взвешивают волосы на серебро. Сколько веса серебра потянут волосы, столько они отдают служительнице, а та за это нарезает рыбы в пищу животным». Умышленное убийство какого‑нибудь из священных животных в те времена каралось смертью; неумышленное — уплатой виры, установленной жрецами.

Спустя 400 лет, в 60 году до н. э., Диодор Сицилийский стал свидетелем расправы толпы над виновником неумышленного убийства кошки: римская повозка случайно переехала египетскую кошку и, вопреки порядкам фараона Птолемея XII, египетский солдат убил возчика («Один римлянин убил кошку, и сбежалась толпа к дому виновного, но ни посланные царём для уговоров власти, ни общий страх, внушаемый Римом, не мог освободить от мести человека, хотя он и совершил это нечаянно»).

Тысячи мумий кошек, обнаруженных на кошачьих кладбищах, наводят нас на мысль о том, что они были наиболее популярными животными в Древнем Египте. Однако большое количество обнаруженных мумий кошек может также объясняться их малым размером (легче похоронить кошку, чем быка). Во дворцах кошки были домашними животными, которых содержали в роскоши. Когда кошка уходила из жизни, её хозяева в знак траура сбривали себе брови. Траур длился семьдесят дней, что соответствует срокам мумификации как человека, так и кошки. Кошка в виде статуэтки или рельефа, нанесённого на саркофаг, может «сопровождать» своего хозяина в загробную жизнь. Изображения кошки также можно найти на многочисленных вазах, драгоценностях и посуде, равно как и на рисунках (под местом женщины, как защитный символ).

В 1888 году египетский феллах наткнулся на большую гробницу, содержавшую огромное (около 80 000) количество мумифицированных кошек. Она относилась к некрополю Бени-Хасана — города, построенного во времена XII и XIII династий Среднего царства.

Культ крокодилов

В Древнем Египте крокодилы отождествлялись с Себекой — богом Нила и его глубоких вод. Люди считали, что они управляли приливами и отливами реки. От этих факторов зависело плодородие земель.

Священные быки в храме и на полях

Поскольку в древности жители берегов Нила кормились главным образом за счёт плодов земледелия (ежегодные разливы великой реки создавали к этому необходимые предпосылки), то при полевых работах им невозможно было обойтись без надёжной тягловой силы, обязанности которой исполнял бык. Соответственно той роли, которую он играл в жизни целого народа, ему отводилось одно из главенствующих мест среди прочих обожествлённых представителей животного мира.

Наиболее почитаемое священное животное Древнего Египта – это бык по имени Апис, регулярно выбираемый жрецами из сотен других животных. Его культ был столь велик, что избраннику отводили место в храме бога плодородия Птаха, находившегося в Мемфисе. Там этот баловень судьбы жил, благосклонно принимая возносимые ему почести, что, впрочем, не избавляло его собратий от тяжёлого каждодневного труда под палящим солнцем.

Убийство кошки каралось смертью

Древний Египет: убийство кошки каралось смертью.

В Египте кошка считалась священным животным, и за ее убийство, даже невольное, полагалась смертью. Не допускалось никаких исключений. Однажды даже сам король Египта попытался спасти римлянина, который случайно убил кошку, однако ему это не удалось. Даже под угрозой войны с Римом, египтяне линчевали его и оставили труп на улице. Одно из преданий повествует, как кошки стали причиной того, что египтяне проиграли войну.

В 525 до н.э. царь персов Камбис, перед наступлением приказал своим воинам наловить кошек и прикрепить их к щитам. Египтяне, увидев испуганных кошек, сдались без боя, т.к. не могли причинить боль своим священным животным.

Культ свиней, львов и гиппопотамов

Поклонение этим животным в Древнем Египте было не столь широко распространено. Оно скорее носило локальный характер. Например, львов почитали в основном в Мемфисе, Гелиополисе. Их символизировала богиня Сехмет. Она несла в себе олицетворение войны, жаркого солнца. На львов так же не разрешалось охотиться. Культ гиппопотама отождествлялся с богиней Таурт. Ее считали защитницей беременных матерей и младенцев. Изображали ее в форме беременной самки гиппопотама. К свинье в Древнем Египте относились брезгливо. Считали ее нечистой. Связывали с хитрым божеством Сетом. Однако для многих народов она олицетворяла небо.

Жизненный цикл бога Аписа

Согласно верованию, каждую ночь его жена, богиня неба Нут, приняв облик коровы, сходила к нему во храм. После того как бог Апис её оплодотворял, на свет появлялось его очередное воплощение – сияющий лучами теленок-солнце, восходивший на небо и совершавший по нему свой дневной путь. К вечеру, изрядно состарившись, он вновь возвращался в храм и принимал прежний облик. На следующую ночь всё повторялось снова.

Так бог Апис в образе быка был и мужем, и отцом, и собственным ребёнком. Когда же он умирал уже по-настоящему, то жрецам предстояло найти замену

Для выполнения столь важной миссии годилось не всякое животное, а лишь обладавшее определёнными признаками. В частности, претендент должен был иметь на лбу белый треугольник, на боку светлое пятно, по форме напоминающее полумесяц, а на шее ещё одно, но уже в виде орла

Самого же умершего мумифицировали по всем правилам этого древнего искусства и, уложив в особый саркофаг, украшенный драгоценностями и священными амулетами, помещали в подземный Некрополь, находившийся там же, в Мемфисе, на западном берегу Нила. Если учесть, что срок жизни быка (даже священного) в среднем составляет 15-20 лет, а поклонялись ему столетиями, то понятно, что со временем из таких саркофагов образовался целый город мёртвых.

Пернатые боги Египта

Другим весьма почитаемым представителем египетской фауны была птица ибис, считавшаяся одним из земных воплощений бога мудрости Тота, изображавшегося всегда с её головой и человеческим туловищем. По верованиям древних египтян, именно он являлся создателем письменности и литературы. В лучах славы бога-мудреца купалась и эта набольшая птичка, наделённая природой длинным изогнутым клювом. Согласно закону тех лет, виновный в её гибели подлежал суровому наказанию вплоть до смертной казни, а его жертва бальзамировалась.

В пантеоне пернатых египетских божеств почётное место отводилось также соколу. В ранний период истории он отождествлялся с Гором – богом неба, солнца и царственности. До наших дней сохранилось немало его изображений в виде человеческой фигуры с головой сокола или крылатого солнца. На более позднем этапе египетской истории сокол стал ассоциироваться с понятием человеческой души-Ба, представлявшей собой совокупность его эмоций и чувств.

При жизни человека она могла свободно путешествовать как по миру снов, так и тёмными лабиринтами царства мёртвых. Через некоторое время после смерти своего хозяина душа-Ба впадала в летаргический сон. В представлении египтян, она имела вид сокола с человеческой головой, чем отличалась от изображений бога Гора.

Инструкция по применению

В зависимости от степени протекания воспалительного процесса, места локализации, диагноза и прогноза назначается форма выпуска и дозировка в индивидуальном порядке.

В общих случаях при кожных заболеваниях рекомендуется Апис в 3-ем разведении, при воспалениях мочеполовой системы – в 6-ом, при заболеваниях горла и дыхательной системы – в 9-ом и 12-ом, при воспалительных процессах глаз и суставов – в 12-ом и 30-ом.

Психические расстройства и воспаления головного и спинного мозга, сопровождающиеся отёчностью и выделением жидкости, требуют высоких разведений 100-го и 200-го.

Различные формы выпуска рекомендуются при следующих воспалительных процессах:

  • Капли Apis комп эффективны при лечении экзем, дерматитов, аллергий и других кожных высыпаний, сопровождающихся отёчностью и сильным зудом. 8-10 капель необходимо растворить в половине стакана воды, принимать 1 раз в день в промежутках между приёмами пищи (за полчаса до еды или спустя час после приёма пищи). Максимальный разовый курс лечения – 8 недель.
  • Свечи Апис плюс назначаются при воспалительных или репродуктивных процессах мочеполовой системы. Препарат применяется ректально по одной суппозитории 1 раз в сутки, желательно на ночь после прохождения гигиенических процедур. Курс лечения составляет 2 месяца.
  • Apis Гоммакорд эффективен при нарушении функций сердечной мышцы, отёчности в области сердца, болезнях горла и дыхательной системы, расстройствах психики и нервов. В тяжёлых случаях средство назначается в ампулах для внутримышечного, внутривенного или подкожного введения по 1-ой ампуле 2-3 раза в неделю. В капельной форме приём осуществляется по 10 капель 2-4 раза в день. Курс терапии не может превышать 1-го месяца.
  • В гранулированной форме Апис меллифика назначается при кожных заболеваниях, поражениях глаз, горла и дыхательных путей: взрослым по 8-10 крупинок раз в два часа, детям по 2-5 крупинок в зависимости от возраста. Разовый курс терапии составляет от 3-х до 5-ти недель.

Возможна одновременная комбинация нескольких видов препарата для усиления терапевтического эффекта или последовательный переход от одной формы выпуска к другой.

Жертвы богам

Ученые уже прекрасно знают, кого и для чего египтяне приносили в жертву. В ходе археологических раскопок ими были обнаружены мумии огромного количества птиц, кошек и других животных. На изображениях внутри египетских пирамид можно увидеть множество богов с головами животных. Следовательно, каждое божество требовало жертву в виде определенных видов живых созданий.

Кошки

Как бы парадоксально это не прозвучало, египтяне считали кошек священными животными, но при этом приносили их в жертву. Как правило, они предназначались богине радости Бастет, которая изображалась в виде человека с головой кошки. Кошек для жертвоприношений растили внутри храмов. Спустя определенное время из них делали мумии и помещали на алтарь. В то же время кошки считались одними из самых главных животных Египта — если возница случайно переезжала кошку, ее забивали камнями насмерть. А в память умершей кошки хозяева сбривали себе брови. О найденных в Египте мумиях кошек я рассказывал в этом материале.

Мумии кошек

Быки и телята

К быкам и телятам египтяне относились очень избирательно. Эти животные обычно приносились в жертву богине материнства Исиде. Для жертвоприношения подходили только животных с идеально светлой шкурой. Если на теле было хоть какое-то пятнышко, оно считалось испорченным. Скорее всего, хозяева таких «оскверненных» созданий были этому только рады — их скот оставался при них. После определенного обряда тела животных простоту сжигались. Отрубленные головы, как и упоминалось выше, отправлялись в плавание по реке Нил.

Богиня Исида

Птицы

Недавно в научном журнале Scientific Reports было рассказано о том, как египтяне приносили в жертву птиц. За десятилетия раскопок археологам удалось найти миллионы мумий различных птиц. Но больше всего в жертву приносились птицы ибисы, которых на территории Древнего Египта было очень много. Сейчас они встречаются очень редко, потому что их популяция была сильно сокращена в ходе древних ритуалов. Обычно птицы предназначались для богов Тота, Ра и Гора, которые как раз изображались с птичьими головами. Египтяне ловили их в дикой природе — если бы они выращивались специально, то во внутренностях находились бы остатки той же пищи, которой питались египтяне. А внутри мумий остатки пищи были разными.

Мумия птицы Ибис

Человеческие жертвоприношения

Человеческие жертвоприношения в Египте действительно были — это не вымысел. Правившие Древним Египтом Фараоны считались богами в человечьем обличье. Люди были уверены, что все, что имеют в своем распоряжении правители, должно уйти с ними в загробный мир. А ведь фараоны обладали не только драгоценностями, но и личными слугами. Так, когда умирал правитель, его слуги приносили себя в жертву и тоже умирали. Решиться на это им помогала вера в то, что после смерти следует еще одна жизнь. Тела нескольких десятков прислуг были найдены в погребальной камере фараона Хор Аха. По словам археологов, мужчины в возрасте от 20 до 25 лет умерли от удушения.

Иллюстрация жертвоприношения

На тему Древнего Египта также рекомендую прочитать материал об обнаружении нескольких 2500-летних мумий

Это важное событие для научного сообщества, поэтому новость достойна внимания. В статье я также упомянул о проклятиях фараонов — существуют ли они на самом деле?

Жизнь, достойная бога

Бык, олицетворявший бога, жил в особых условиях при храме Пта в Мемфисе. Его облуживал целый штат жрецов и слуг. Ему полагался «гарем» из «священных» коров. Его одевали, как бога; все движения животного фиксировалось жрецами, которые на их основании делали прогнозы будущего. Особое значение придавалось его ритуальному бегу, во время которого, как считалось, оплодотворяются поля.

«Тексты пирамид» из Древнего царства уже упоминают Aписа в связи с его влиянием на плодородие, мотив, к которому возвращается Диодор Сицилийский, рассказывая, что египтянки приподнимали перед могучим животным свои одежды, чтобы таким магическим способом обеспечить себе плодовитость.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий