ЧЕЛЯБИНСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ИНТЕРНЕТ- ГАЗЕТА
ПРОЕКТ КОМПАНИИ "МЕДИАПОЛИС"
GazetaChel.ru - ЧЕЛЯБИНСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ИНТЕРНЕТ-ГАЗЕТА
Сегодня 26 апреля 2017
Главная | Мнение | Политика | Общество | Культура | Экономика и рынки | On-line библиотека | On-line конференции | Фотоконкурс
                   Новости | Версии | Новости бизнеса | Слухи | Сервис | Здоровье | Знакомства | Частная жизнь

GazetaChel.ru  Частная Жизнь
  
 Культура
13:35 / 03 декабря 2007

Видео в танце

Представленный в галерее «OkNo» проект «Видеотанец» показал, как танцуют ноги, руки и даже деревянные палки.


Аня ОСВАЛЬД

В челябинской галерее современного искусства «OkNo» на лекцию искусствоведа и культуролога Ани Освальд (Германия) собралось столько зрителей, что многим пришлось простоять весь показ. И никто не ушел, не досмотрев до конца. Дело в том, что фрау Освальд, действительно, привезла очень занимательную подборку фильмов, которые объединила понятием «видеотанец». С этой программой культуролог и искусствовед из Германии при поддержке Немецкого культурного центра им. Гете проедет и по другим городам России: Екатеринбург, Пермь, Нижний Новгород, Москва.

 

Особенность видеотанца в том, что это не самостоятельный вид искусства, а скорее, часть кино, что-то среднее между танцем и фильмом. Танец на экране мы видим часто, будь то экспериментальное или же классическое кино, но воспринимать хореографическую постановку в художественном фильме как отдельный вид искусства мы не привыкли. А между тем, показать в кино динамично меняющееся человеческое тело, изящество движений, сделать язык тела главным средством развития сюжета или раскрытия характера героев — для этого необходима огромная сноровка, талант и особое видение. Соединение в одном двух совершенно самостоятельных видов искусства — танца и кино — дает потрясающую возможность раздвинуть границы восприятия, погрузить зрителя в особый комплексный мир, где впечатления от увиденного удваиваются.

 

Аня Освальд ставила своей целью не только показать, но и рассказать о видеотанце так, как она его понимает, поэтому перед демонстрацией фильмов была сделана историческая справка о том, как в кино начали появляться элементы движения. Естественно, началось все с классического танца. Здесь можно проследить интересную деталь: когда танец появился в кино, он был еще традиционным и академичным, а кино как новое явление вполне себе экспериментальным. Позже, когда киноиндустрия стала массовой, танец на экране перестал быть каноническим, а превратился в бескомпромиссный эксперимент. Таким образом, после классического периода тело начинает сбрасывать оковы академического танца, появляется свобода, движение как оно есть, запечатленная на пленке повседневная естественность. В 60-е годы прошлого столетия начинаются первые эксперименты с видеотанцем. Тело перестает восприниматься режиссерами как нечто целостное, становится конструкцией, инструментом, способным воспроизводить четкие движения, имитируя механическую природу техники.

 

В подтверждение периодизации в программу показа Освальд включила фильмы разных эпох — образно говоря, с начала времен и до наших дней. Акцент автор подборки делает на лентах с 90-х годов до 2004. В презентацию не были включены картины текущего года, потому что Освальд сознательно делала ставку на уже признанные работы, а не на новые, пока что неосмысленные.

 

Начало времен, по кинематографическим меркам — это 1926 год и фильм Мана Рэя. Здесь движение еще условно, оно просто запечатлевается, но художественно не переосмысляется. В кадре сначала едет автомобиль, потом зритель видит танцующие женские ноги. Уже у Басби Беркли появляется танец как таковой, причем монументально красивый. Девушки и юноши выполняя, по сути, простые движения, создают великолепные по сложности формы, напоминающие узоры калейдоскопа, а за счет съемок сверху режиссер добавляет масштабности, размаха всей картине.

 

Позднее начинается технический момент работы с танцем — монтаж. Уже у Паскаля Баеса две танцовщицы исполняют танго, находясь на улице, двигаясь по расчерченным линиям, формирующим квадрат. Эмоциональный накал создается не только драматизмом черно-белого кадра, но и «рубленным» монтажом: все движения нервные, дерганые, ломаные. По той же схеме смонтировано и видео Маркуса Шинвальдта.

 

Самым экспериментальным был, пожалуй, фильм Александра Хайма «Holz». Здесь танец — движение неодушевленных предметов. Искусственно подбрасываемые доски двигаются в особом ритме, обрушиваясь на пол, создают звуки, которые благодаря тщательному монтажу звучат как мелодия.

 

Доски двигаются в особом ритме, их падение тоже художественно. Хайм доказывает, что даже без наличия живого объекта в фильме последний может быть интересным, более того — динамичным. Еще выбивалась из общей концепции работа Миранды Пеннель. В ней были танцовщицы, но не было танца. Короткий фильм был снят одним планом и движущейся камерой. Героям ролика необходимо было следовать за объективом, при этом не имея понятия, в какую сторону она двинется.

 

Важнейшую роль в создании видеотанца играет музыка, ведь именно она задает направление танцу. Многие киноленты вообще не содержали слов, а если таковые и имелись, то только в «декоративных» целях, например, в качестве оригинального фона (в «Королевах на день» Паскаля Манина единственные короткие фразы произносятся на ретророманском языке как средство создания атмосферы). У Филиппа Декуфле фильм построен на том, что герои обыгрывают слова песни жестами.

 

Отдельного упоминания заслуживает группа художников DV8 Physical Theatre. Танцоры ставят перед собой глобальные цели вроде стирания границ между политикой и обществом и развенчивания всякого рода табу. DV8 поддерживают людей физически неполноценных. В составе группы даже есть участник, лишенный ног: он демонстрирует, что вполне может танцевать с помощью одних только рук и делать это красиво.

 

Время не позволяло посмотреть целиком все представленные фильмы, в большинстве своем зрителям демонстрировались трех-четырех минутные отрывки. В памяти остались все 10 работ. Аня Освальд представила достаточно ценную ретроспективу, историю развития видеотанца как искусства в искусстве. Перед зрительским взглядом промелькнула вся история взаимоотношений между кинофильмом и танцем, о которой он мог никогда и не задумываться.

 

Елизавета КОЛЕСНИКОВА

 
КОММЕНТАРИИ

Notice: Undefined index: submit in /home/webmaster/www/gmetro.ru/razdel.php on line 221
Елизавета Колесникова 23:13 / 04 декабря 2007

Дело в том, что задачей Ани Освальд было проследить процесс появления видеотанца в киноискусстве, поэтому необходимо было сделать экскурс к истокам. Так наиболее заметна эволюция видеотанца, прослеживаются все стадии, через которые он прошел.
Spectetor 09:09 / 04 декабря 2007

Не совсем понял все же, зачем нужно было показывать ролики начала века. Они никак не вязались с концепцией и качеством тех, что сделаны в 90-х. А круче всего был фильм про инвалида
Улисс 14:22 / 03 декабря 2007

Показ был замечательный, в особенности это касается всех французов, Баеса, в первую очередь. Собственно, шла прежде всего на него. Но что касается лекции, с которой получилось ознакомиться в интернете еще до начала показа, то все время, что переводчик путался в понятиях, словах русских и немецких, я думала, как же будет «как бы» по-немецки. Очевидно, это выражение было ключевым в русском переводе. Вообще, жалко, когда одни люди мешают своей не очень качественной работой отличной работе других. В данном случае я, конечно, имею в виду переводчика
 ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Автор  
Сообщение  
 
Опубликованные сообщения являются частными мнениями лиц, их написавших. Редакция за размещенные сообщения ответственности не несет.

Учредитель - Mediapolis Ltd. Газета зарегистрирована в Федеральной службе по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия, рег. № ФС 77-22460.
Адрес редакции: 454048, г. Челябинск, ул. Худякова, 10.
Тел./факс: (351) 260-98-03. Эл. почта: gazetachel@chel.surnet.ru
При использовании информации ссылка на GazetaChel.ru обязательна.

Cоздание сайта: «Экспресс Дизайн Групп»

 Вчера нас посетило: 550 человек